НЕСЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА С ОЛЬГОЙ КУЗЬМИНОЙ

Ольгу Кузьмину представлять ржевитянам не надо. Все знают этого яркого, талантливого человека, автора многочисленных научных публикаций, книг и статей по краеведению, вопросам духовного просветительства и образования. Ольга Михайловна — кандидат педагогических наук, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, член Союза композиторов России, председатель Ржевского краеведческого общества, руководитель народного ансамбля гармонистов и частушечников «Тальяночка» в ДК «Железнодорожник».

В этом году к её послужному списку добавились еще две записи: член Союза писателей России и гид-экскурсовод. А ещё совсем скоро о нашей замечательной землячке узнает всё Верхневолжье. На тверском телевидении готовится к эфиру программа Максима Страхова «Неслучайная встреча», где Ольга Михайловна рассказывает о времени и о себе, о Ржеве и ржевитянах (передача выйдет в марте).

О том, как ей удается успевать везде и всюду, да ещё успешно учиться в Московской духовной академии, читайте в этом интервью.

— Ольга Михайловна, примите наши поздравления со вступлением в Союз писателей России.

— Спасибо. Долгий был процесс. Очень трудный.

— Как он проходил?

— Сначала меня поддержали и дали рекомендации известные в литературных кругах люди: поэт Георгий Степанченко, писатель Александр Шитков, журналист Евгений Ожогин. Положительную оценку и одобрение высказали члены Тверского регионального Союза писателей Светлана Николаева, Валерий Редькин, Евгений Ступкин. Затем я сдавала в Тверском госуниверситете экзамен, где рассказывала о своих книгах, научных трудах и других публикациях.

— Сколько их у Вас?

— На сегодня это 10 книг; порядка 250 научных трудов в различных российских изданиях, более 240 публикаций в местных, региональных, всероссийских СМИ; 12 сборников, где являюсь автором-составителем и научным редактором.

— Внушительный список! Несколько слов об одной из последних работ.

— 19 февраля в рамках «Недели тверской книги» в областной библиотеке им.
М. Горького, состоится презентация книги «Наедине с памятью», повествующей о нашем земляке, известном крае-веде Олеге Кондратьеве, куда вошли все его публикации. Издала книгу на собственные средства. Тираж небольшой — 150 экземпляров. Но она важна своей значимостью для нашей истории, для последующих поколений.

— Ольга Михайловна, поговорим об основных направлениях вашей писательской деятельности. Это в основном краеведческая литература?

— Не только. Это обзор и наблюдение за традициями народно-художественного творчества, музыкальный фольклор (в сборниках о народных песнях представлены тексты и ноты). Первая моя научная статья вышла в 1986 году. А в газетах печатали с 1979-го. Тогда я поступила в Российскую академию музыки (Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, Москва) и стала ездить в экспедиции по сбору этнографических материалов и народной музыки, о чём потом писала в своих статьях.

— Как Вы попали на программу Максима Страхова?

— Он мне позвонил в ту минуту, когда я сдавала экзамен в Московской духовной академии, и предложил приехать в Тверь для записи программы «Неслучайная встреча». Сначала отказалась, сославшись на большую занятость (и это чистая правда — дни сессии строго расписаны). Потом перезвонил снова. И, поскольку собиралась в Тверь по краеведческим делам, дала согласие. Что интересно, программу, что идет по тверскому телевидению, я не видела ни разу, хотя с её ведущим (он наш земляк, известный хирург-флеболог, журналист, поэт, телеведущий) знакома давно — Максим и мой сын учились в 35-м лицее в одном классе.

— На какие темы говорили?

— Разговор шёл про краеведение. Максим полагал, что в Ржеве после ухода Олега Кондратьева процесс краеведческих изысканий прекратился. Однако это не так. Исследовательская работа по изучению родного края у нас активна и сегодня. Назову наших замечательных соратников и тружеников на краеведческом поприще: это скрупулезные исследователи супруги Драновы, интересные и самобытные журналисты Виктория Кузнецова, Андрей Симонов и Александр Назаров, смелый и дерзкий Валерий Стоянов, кропотливые и дотошные Ирина Попова, Любовь Пояркова, Ольга Исакова, Татьяна Жукова, Ольга Чупятова, Виктория Насари и другие. В передаче я рассказала о своих новых работах по изучению наследия А. Пушкина и Афанасия Никитина.

— В чем их суть?

— По пушкинской теме несколько раз выступала в Старице и Берново, и тверяки были сильно взволнованы столь неожиданным поворотом событий. Существует устоявшееся мнение исследователей творчества Пушкина, что в ржевском крае великий поэт не был. А я доказала обратное. Видимо, в самом Ржеве поэт, действительно, не был, но он посещал село Мологино (территория современного Ржевского района) и гостевал у Раменских, известных ржевских учителей и просветителей.

Как известно, в конце XVIII — начале XIX века была реконструирована дорога из Петербурга через Тверь на Москву. Часть дороги у В. Волочка ответвлялась на юг, соединяя Ржев, Белый, Смоленск. В Мологино была большая почтово-ямщицкая станция, которая соединяла Государев тракт (так называемая «Царева дорога») В. Волочек — Ржев. Здесь путешественники отдыхали, обедали, меняли лошадей, ожидали почту.

В Ржевском архиве есть письма в Мологино от внучек Алексея Ермолова (российского общественного деятеля, героя Отечественной войны 1812 года, его имя связано с освоением Кавказа; под Шопорово у него было родовое имение). Там сказано, что Ольга и Елена (внучки) часто ездили в Мологино, к Раменским, у которых бывал Пушкин. Найдены также и другие документы, свидетельствующие о пребывании поэта в Мологино, о чём пишу в своих исследованиях. Все они основаны на архивных документах.

Взволновало тверитян и известие о том, что путешественник Афанасий Никитин — родом из Ржева (считается, что он тверской купец). Дело в том, что в древности Ржев, находясь на территориальном пограничье, постоянно мигрировал вследствие военных тяжб. То он был в Смоленском княжестве, то в Новгородском владении, то в Замосковье, то в Тверском. Лишь в конце XVIII века город окончательно перешёл в тверские земли. Скажем, что на момент начала путешествия А. Никитина (середина XV века) Ржев и его окрестности тоже частично сохранялись за тверским князем. А, значит, ржевские жители были тверскими по своей административной принадлежности (собственно, как и мы сегодня).

Первым историком, который обнаружил и обнародовал дневник Афанасия Никитина, побывавшего в Индии, стал Николай Карамзин. Именно он предположил, что Афанасий был родом из ржевских купцов, которых отличали отменное здоровье, жизнерадостность, грамотность, умение ладить с людьми, незлобивость, осторожность, патриотизм и верность православию.

Я рассказала также о том, что Афанасий Никитин поехал в Астрахань как купец-разведчик соляных месторождений. Накануне на Руси прошли большие соляные бунты. Соль в то время стоила очень дорого. И он отправился туда, чтобы найти баскунчакские и эльтонские соли. А после того, как он там побывал, ржевские купцы (не тверские) «поднялись» солью.

В прошлое лето я в шестой раз съездила на озеро Баскунчак, и в местном музее нашла подтверждение о развитии там соляного производства. Её черпали из недр земли и на верблюдах возили к Волге, а оттуда на баржах доставляли в Ржев, который был большим соляным узлом (интересно, что ДК «Железнодорожник» стоит на месте соляного склада). Первым соляным головою в Ржеве был поставлен Терентий Волосков, который сделал на соли целое состояние. Повторю, цена соли тогда была баснословной, и Афанасий Никитин стал разведчиком этого соляного пути. А ржевские купцы за это схватились и не прогадали.

Есть ещё один «ржевский след» в биографии Афанасия Никитина — его кафтан, подбитый жемчугом. По народным легендам, во многих своих финансовых операциях Афанасий рассчитывался жемчужными зернами. Ими была подбита вся ткань подкладки кафтана, пришитая с изнанки его одежды. А некогда в водах Верхнего Поволжья в избытке водился природный минерал — крупный, окатистый жемчуг цвета топленого молока.

Ржевские старожилы ещё помнят, что и в ХХ веке в нашей Волге можно было найти раковинки, в которых таились «беззубки» — моллюски. А в самом Ржеве (даже после Великой Отечественной войны) была фабрика, где специализировались на выпуске пуговиц и другой швейной фурнитуры, изготовленной из перламутровых волжских раковин.

В заключение размышлений о хождении за три моря Афанасия Никитина приведу ещё одну поразительную и показательную причину привязанности путешественника к ржевской земле. Назад, обратно на Русь, купец поднимался и возвращался по Днепру. И дошёл до Смоленска, почти до любимой родины, «что там до Ржева-то — рукой подать, закрайка смоленской земли будет». Вспомним, что ржевский край долгое время входил в состав Смоленского княжества. Это было и в XIII-XIV веках. Возвращение домой по реке Днепр для купца Афанасия Никитина в 1472 году было весьма веским, осознанным и знаковым обстоятельством. Ведь от истока Днепра до Ржева всего 70 вёрст! Политическое положение на Волговерховье на начало второй половины XV века складывалось непросто: границы княжеств постоянно рушились и менялись, расшатывая и усиливая нестабильность «стояния» приволжских территорий. Это ещё раз, по-видимому, давало повод для раздумий Афанасия Никитина о пути своего передвижения. И он шёл домой, и «дым Отечества» звал его, что очевидно.

после экзамена у доцента В. Лега

— Не сохранились ли записи о рождении в церковных книгах, подтверждающие, что Афанасий Никитин родом из Ржева?

— Нет. В Тверском архиве первые записи датированы 1628 годом. Это начало XVII века. А Никитин родился в XV веке (около 1435). Совершил путешествие в 1468-1474 годах по Персии, Индии и Турецкому государству. Умер около 1475-го под Смоленском.

— Ольга Михайловна, конечно, не случайно Вы стали в этом году гидом-экскурсоводом?

— Да. Это был трудный очный экзамен, который я сдавала в Твери в колледже сервиса и туризма. Его принимали 7 экзаменаторов по теории, методике и практике туристической деятельности. Но стоит сказать, что экскурсионной деятельностью я занималась давно. Мне это дело очень нравится. Постоянно изучаю историю родного края, исследую документы, поэтому накопилось немало интересного материала по краеведению. А сколько совершено открытий! Мне хочется об этом рассказать. Экзамен сдала успешно, получила удостоверение гида-экскурсовода.

— С чем мы Вас и поздравляем! И завершаем разговор вопросом о планах на перспективу. Сделано немало, а что впереди?

— 16 февраля в Зубцове выступаем с «Тальяночкой» на краеведческих чтениях. Готовимся к 3 марта — дате освобождения Ржева. В начале апреля — «Крыловские чтения» (конференция в Старице). Потом презентация новых книг по православному образованию. Начинаю собирать материал для 9-го тома книги-сборника про Ржев. Ещё в МДА надо сдать два экзамена и два зачёта за февраль. Написать три эссе. Так что дел много.

— Ольга Михайловна, при колоссальной занятости Вы успеваете делать то, что обычному человеку, на мой взгляд, просто не по силам. Как Вам это удается?

— Люблю мой Ржев. Ремесло, которому честно и верно служу скоро уж полсотни лет. Ценю душевный и духовный свет в людях. В 2019 году я посетила Святую землю, многое тогда передумала и осознала. Чувствую помощь свыше, и всё получается. Главное — нельзя останавливаться в развитии. Ведь в любом возрасте есть свои плюсы. После каждой новой ступени ощущаешь крылья за спиной. Обязательно нужно делиться своим опытом и не стесняться этого, люди всегда поймут. Больше разговаривать с детьми и молодёжью. Надо идти вперед, ничего не бояться и делать что-то полезное. Да, трудно. Но по-другому не умею.

— Желаем Вам успехов во всех начинаниях. Спасибо за интересную беседу.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото из архива Ольги КУЗЬМИНОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *