Он погиб подо Ржевом…

Находки поисковиков — как послания из прошлого. Спустя 70 лет то тут, то там появляются новые следы той далекой войны. Наш рассказ о поиске самолета ИЛ-2 и о родных летчика, который погиб под Ржевом, выполняя боевое задание в декабре 1942 года. А также о людях, без которых не было бы этой истории.

Наш собеседник — Дмитрий Никитин, член поискового отряда «Память 29-й Армии».

— Дмитрий, как давно вы занимаетесь поиском родственников погибших под Ржевом солдат?

— Лично я 5 лет, а отряд «Память 29-й Армии» работает 26 лет. Теперь это Военно-исторический поисковый центр, руководитель Сергей Петухов. Вместе с ним много лет работают Александр Халиманчук, Игорь Кабанов, Эдуард и Николай Лукашовы, Константин Лебедев, Михаил Нилов, Вячеслав Витензон.

— Сколько же бойцов перезахоронено в Ржеве? И сколько имен установлено?

— На Мемориальном кладбище советских воинов Ржева перезахоронено 12457 военнослужащих рабоче-крестьянской Красной Армии. Установлены имена 399 красноармейцев. По медальонам, после прочитывания, устанавливаем сведения о солдате и пытаемся разыскать его родственников. Военно-историческим поисковым центром «Память 29-й Армии», начиная с 1989 года, найдено 8560 военнослужащих РККА. Установлены имена 242 из них.

— Почему вы занимаетесь этим нелегким, но благородным делом? Как возникла идея?

2.-выбор-льда-и-глины— Я коренной ржевитянин и патриот своего города. Еще со школьных лет любил бывать у бабушки в деревне Трунаево, что в Оленинском районе. Там в годы войны находился Ржевско-Вяземский укрепрайон — 6 бетонных ДОТов, которые сохранились и по сей день. Вместе с мальчишками играли в войну — прыгали по этим окопам и дотам. Когда стал старше, понял, что поисковая работа — это мой гражданский долг. Если не я, то кто же вернет внукам и правнукам память об их дедах, отдавших жизнь за нашу Победу? Мой дед, старший сержант Алексей Егорович Резников, прошел всю войну, воевал и в Финскую. Дошел до Берлина. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Дед умер в 1957 году. Мои мама и бабушка жили в оккупации в Оленинском районе. В память о деде я сейчас занимаюсь поисковой работой и хочу рассказать историю о том, как поисковики нашли самолет
ИЛ-2 и установили имя погибшего летчика.

Еще в 2010 году ребята из Ржевского поискового отряда «Следопыт» вели разведку, а потом и раскопки на стыке Тверской и Смоленской областей, в районе железной дороги Ржев-Вязьма. Совершенно случайно обнаружили в лесу воронку, доверху залитую водой, из которой торчал кусок железа. Но вернулись на подъем только в 2013 г. Откачав воду, увидели, что это останки разбившегося в войну самолета. По найденным фрагментам корпуса выяснилось, что это — ИЛ-2. Нашли также кислородный баллон, карабины от парашюта, пристяжные ремни и капоты шасси. Но двигатель, на котором обозначен номер самолета, сразу достать не удалось, слишком глубоко он ушел в землю. Вернулись на это место 1 марта 2014 года, вместе со «Следопытом» были и ребята из «Памяти 29-й Армии». Задействовали специальную технику. Сначала распиливали лед, затем снова откачивали воду и с помощью экскаватора рыли землю.

— Может, стоило подождать, пока наступит тепло?

— Ждать, пока все растает, мы не стали, так как это глухой лес и подъехать туда на чем-либо было бы проблематично.

— Удалось достать двигатель?

Бородин Филипп Ульянович

Бородин Филипп Ульянович

— Да. Двигатель мы достали. На распределителе зажигания нашли номер Ш292599. С помощью друзей-поисковиков, специалистов по авиации Великой Отечественной войны, удалось установить номер этого самолета — 4314. Затем мы выяснили, что самолет числился в 233 штурмовой авиадивизии, в 312 штурмовом авиаполку, который входил в состав 1-й воздушной армии Западного фронта. По документам этого полка было установлено, что 17 декабря 1942 года не вернулся с боевого задания старший сержант Филипп Ульянович Бородин 1919 года рождения. В базе данных ОБД «Мемориал» он не значился. Тогда мы обратились за помощью к друзьям-поисковикам, которые работали в Центральном архиве Министерства обороны в г. Подольске. Узнали, что старший сержант Бородин родом из Харьковской области, Староверовского района. Своей семьи у него не было. В графе «родственники» значился брат — Михаил Ульянович Бородин. Интересно то, что Михаил погиб тоже под Ржевом через 2,5 месяца после гибели Филиппа, в двадцати километрах от того места, где разбился самолет. Пулеметчик Михаил Бородин воевал в составе 371-й стрелковой дивизии. Погиб 2 марта 1943 года в районе деревни Белогурово Зубцовского района.

— Как же вы вышли на родственников братьев Бородиных?

— Это была нелегкая задача. На официальные запросы в органы власти Украины приходили ответы, что информации по семье Бородиных у них нет. Решили обратиться в Киев к поисковику Виктории Нестеренко, которая в 2014 году нам помогла найти родных бойца Александра Максимовича Токаря, похороненного под Ржевом, в районе реки Добрая. И она написала нам, что нашла правнуков Михаила Бородина, которые живут в Горловке Донецкой области. Там, где сейчас идет война. Родственники считали Михаила пропавшим без вести, о судьбе Филиппа не знали ничего. По Интернету началась переписка. Вот, что пишет Анна Бородина, правнучка Михаила Бородина: «… Это действительно наши родственники. Михаил Ульянович Бородин, 1906 года рождения — папин родной дедушка, пропал без вести в 1942 году. Бабушка отца — Ефросинья Федоровна Бородина умерла в 1985 году. Филипп Ульянович Бородин — родной его брат. Мой папа Евгений Иванович Бородин ему двоюродный внук, а мы — внучатые племянники. Низкий вам поклон!». Анна сообщила, что ее дед, сын Михаила Бородина, Иван Михайлович, умер в 2013 году. Еще мы узнали, что в местечке Новоеленовка, это Донецкая область, проживают и другие родственники Бородиных. Но связаться с ними пока нет возможности из-за военных действий. Дети Анны проживают в Казани, собираются приехать на перезахоронение.

— Совсем немного не дожил сын Михаила Бородина, так и не узнав, что его отец и дядя погибли под Ржевом.

— Да. Обидно, что не успели. Но на этом история не заканчивается. Мы благодарны ребятам из московского поискового отряда, которые переправляли гуманитарную помощь в Донецкую народную республику и предложили нам помощь в передаче фотографий и документов Анне Бородиной в Горловку. Встреча состоялась, документы переданы. Спасибо им огромное!

А через некоторое время вновь прилетела весточка из Киева. Виктория Нестеренко нашла сведения еще и о третьем брате Бородиных — Максиме Ульяновиче, самом младшем, который давно уехал с Украины в Ленинград. Мы вышли на его родственников. Они прислали нам фото старшего сержанта Филиппа Бородина и обещали обязательно приехать 22 июня на его перезахоронение. Конечно, мы будем ждать и родственников из Горловки, но смогут ли они вырваться из опаленной войной Украины — загадывать трудно. Были бы только живы.

— Будем надеяться на это. Спасибо за вашу работу и интересный рассказ. Уверена, он никого не оставит равнодушным.

Послесловие

Разве могли братья Бородины хоть на миг представить, что через 70 лет после Победы огонь войны вновь опалит их родную Украину? Что по мирным селам и городам будут стрелять, взрывать, стирая их с лица земли? Что будут убивать стариков и детей те, кого раньше считали своими?

Братья Бородины отдали свои жизни, сражаясь с фашистами, освобождая нашу землю от врага. А кто воюет с их правнуками? Ответ очевиден. И память — это самое главное, что должно остаться в умах и сердцах потомков. Память о тех, кто погиб во имя жизни на земле. Если мы не будем помнить своих героев, найдутся те, кто перепишет историю. Этого нельзя допустить.

Беседовала
Елена Сооляттэ

Фото из архива ВИПЦ «Память 29-й Армии»

ПОМОГИТЕ НАЙТИ РОДНЫХ!

Поисковый отряд «Память 29-й Армии» обращается ко всем ржевитянам с просьбой в розыске родных еще одного бойца — штурмана Демьяна Ананьевича Денисенко, 1907 г.р., родом с Украины, был женат на нашей землячке, Анне Васильевне Поярковой, 1915 г.р.

Поисковики из Санкт-Петербурга нашли и подняли из земли останки самолета ДБ-3, который пролежал в ленинградских лесах более 70 лет. Как удалось выяснить через архивы, самолет не вернулся с боевого задания 21 декабря 1939 года, во время Советско-Финской войны. Поисковики обнаружили останки одного из членов экипажа. Найден планшет с картами, партбилет с автобиографией Демьяна Денисенко. Вот, что он пишет: «…Моя жена Анна Васильевна Пояркова, сейчас Денисенко, из г. Ржев, 1915 года рождения, по социальному положению рабочая, сейчас служащая. До замужества работала в НХЧ-1. Сейчас тоже в НХЧ-1 ст. Ржев-2, беспартийная. Ее отец, Василий К. Поярков, все время работает в депо Ржев-1. Член ВКП(б) с 1921 года, живет: ул. Дзержинского, дом 6/15, квартал 146, (мать) домохозяйка. У моей жены 2 сестры и один брат. Брат учится в средней школе, 14 лет по возрасту. Одна сестра в замужестве за т. В.И. Ворошиловым, воентехником 1 ранга, часть… Вторая сестра на иждивении у родителей. За границей ни у меня, ни у моей жены нет, и не было никого. Избирательных прав не лишались и не лишены».

Кто имеет какие-либо сведения о семьях Поярковых, Денисенко, Ворошиловых (возможно, это чьи-то родственники), просьба обратиться в Центр патриотического воспитания (г. Ржев, Осташковское ш., д.1а), телефоны: 3-32-39,
8-903-807-97-87
(Дмитрий).

Пользуясь случаем, хотим обратиться к жителям Ржева и Ржевского района: если вы знаете о местах падения самолетов или неучтенных местах захоронения военнослужащих РККА, просим обращаться в Центр патриотического воспитания г. Ржева. Ведь только общими усилиями мы сможем вернуть летчиков из их последнего боевого полета, а солдата — из последней атаки.

Один отклик на Он погиб подо Ржевом…

  1. Анна:

    В статье есть небольшие неточности. Анна Бородина это не правнучка Бородиных, а жена внука Бородина Михаила Ульяновича. Родного сына звали Бородин Иван Михайлович, дочь Бородина Екатерина Михайловна, она жива и по сей день. А мы правнуки, чтим память о прадедах и передаём ее своим детям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *