РЖЕВСКАЯ 7-Я ГВАРДЕЙСКАЯ АВИАДИВИЗИЯ

Не так много сказано в военной энциклопедии, в мемуарных и других литературных источниках о Ржевской 7-й гвардейской истребительной авиадивизии. В 1944-м одна из улиц нашего города (ныне ул. Садовая) была названа её именем. Героический багаж дивизии был так велик, что впору бы вернуть прежнее название. Да и памятник «Самолёт» рядом находится.

Подвиги, совершённые лётчиками в небе Ржева в годы Великой Отечественной войны, заслуживают этой памяти. В этом вы сами убедитесь, прочитав фрагменты из истории 209-й (7-й Ржевской гвардейской) авиадивизии. Приведённые в материале сведения стали известны не так давно из архив-ных источников ЦАМО РФ и подаренной мне книги «Боевой королевский разворот», автором Вячеславом Шалагиновым, гостившим в нашем городе.

209-Я ДИВИЗИЯ
НА ПОДСТУПАХ К РЖЕВУ

Июнь-июль-август 1942-го для Калининского фронта были самыми трудными. Областной центр был освобождён, а большая часть его территории ещё находилась под оккупацией противника. Немец не торопился уходить с нашей земли, и ещё надеялся вернуть утраченные города области и развить наступление на Москву. К юго-западу от Ржева немцы начали проведение операции по ликвидации так называемого Бельского выступа.

13_2_Мигунов

Василий Васильевич МИГУНОВ, лётчик-истребитель

2 июля группировки противника начали наступление по трассе Белый-Оленино. В ходе боёв в окружении оказались 39-я армия и 11-й кавалерийский корпус, а также с левого фланга 41-я и с правого 22-я армии.

В ночь на 11 июля была осуществлена попытка прорыва из окружения, которая закончилась тем, что пришлось отойти обратно в заболоченные бельские и оленинские леса. Известно, что в это время немецкие «хейнкели» и «юнкерсы» целыми днями висели над нашими войсками, запертыми в лесных непроходимых чащах.

Это было ещё то время, когда враг имел преимущество в воздухе. Вот в этих неблагоприятных условиях в начале-середине июля 1942 года на Калининском фронте в составе 3-й воздушной армии оказалась вновь сформированная 209-я (будущая Ржевская 7-я гвардейская) истребительная дивизия. Она состояла из трёх истребительных полков: 5-го гвардейского, 21-го и 193-го. Лучше был вооружён 5-й гвардейский авиаполк, на вооружении — новенькие ЛаГГ-3, имевшие преимущество перед «Яками» и по скорости, и по манёвренности.

Командный пункт 209-й (далее в материале будет называться Ржевская 7-я гвардейская) авиадивизии находился в населённом пункте Игнатьево. 5-й гвардейский полк был на постое в д. Дары, 21-й — в Налёшкино (Красное) и 193-й в д. Мичково.

Десятки источников просмотрел автор этих строк, устанавливая сведения о первом командире 7-й Ржевской гвардейской дивизии, генерал-майоре авиации Вячеславе Михайловиче Забалуеве. Под Ржев он прибыл опытным лётчиком-истребителем, прошедшим немалый боевой путь, от командира звена эскадрильи до командира авиаполка.

Генерал Забалуев участвовал во всех крупнейших воздушных боях в войне с милитаристической Японией. Среди семидесяти героев Халхин-Гола значится и имя командира Ржевской истребительной дивизии.

После переформирования бывшей 70-й авиадивизии был присвоен 209-й номер. С этим «названием» в начале июля 1942 года она и влилась в состав в только что сформированной 3-й воздушной армии М.М. Громова.

11 июля, когда наши штурмовики и бомбардировщики под прикрытием истребителей Ржевской 7-й гвардейской дивизии спешили на помощь пробивающимся из окружения советским частям, в числе тех лётчиков был и сам командир дивизии подполковник Забалуев. Он лично принял участие в группе комесков 5-го гвардейского авиаполка в прикрытии наших бомбардировщиков майора Ивана Семёновича Полбина.

Можно ясно представить себе сложившуюся обстановку тех июльских дней на Калининском фронте, насколько трудны были бои на земле и в воздухе на Ржевском и Сычёвско-Бельском направлениях. Сотни зенитных орудий и прожекторов гитлеровцев были нацелены в небо, в воздухе постоянно патрулировали вражеские истребители такими группами, что нашим звеньям тягаться трудно было. Три наших истребителя вступали в бой против 12-ти, против двадцати и больше, и нередко выходили победителями, хотя и с потерями.

После одного из боёв значительные потери воздушных машин были и в 7-й Ржевской гвардейской истребительной дивизии. В наличии осталось 30 исправных ЛаГГ-3. Из них — 14 самолётов в 5-м гвардейском полку, 10 — в 21-м и шесть — в 193-м. Кроме того, 17 ЛаГГов находились в ремонте…

13_1_Забалуев

Вячеслав Михайлович ЗАБАЛУЕВ, командир 209-й ИАД, подполковник

Весь июль 1942 года тяжёлые испытания для Калининского фронта следовали одно за другим. Козни строила непогода, когда с грунтового, размытого дождями аэродрома невозможно было взлететь, чтобы оказать помощь нашим. В то время, когда немецкая авиация, находясь на оккупированной территории, спокойно взлетала с бетонных полос аэродромов. Несмотря на неудобства, оборонительные бои на Ржевском направлении продолжались, и несмотря на то, что имеющаяся в наличии авиационная техника работать на всю мощь не могла. Лётчики Ржевской 7-й гвардейской дивизии жили ожиданием поступления новой техники и пополнения авиационного парка. А вместо этого получили новую директиву Ставки за N№ 170514, в которой, в частности, говорилось: «… в период с 28 июля по 5 августа 1942 года, общими усилиями левого крыла Калининского фронта и правого крыла Западного фронта провести операцию с задачей очистить от противника территории к северу от р. Волга в районе Ржева, Зубцова и территорию к востоку от р. Вазуза в районе Зубцова, Карамзино, Погорелого Городища, овладеть городами Ржев и Зубцов, выйти и прочно закрепиться на реках Волга и Вазуза,.. для чего: … 4. Командующему ВВС КА тов. Новикову совместно с начальником Генерального штаба не позднее 19 июля предоставить план использования боевых действий авиации в указанной операции с привлечением к ней не менее 1100 самолётов, из них 600 истребителей за счёт авиации Калининского и Западного фронтов и авиации Ставки Верховного Главнокомандования».

Наступательная операция не имела успеха. Авиация воевала тем, что осталось от воздушных боёв 11 июля. В один из таких дней в районе аэродрома Будово, Торжокского района раздались два взрыва двух самолётов — командира звена лейтенанта Василия Васильевича Мигунова и фашистского. Василий увидел, что фашист намеревается бомбить наш аэродром, на котором находилось около десяти истребителей, он догнал фашиста, и так как боеприпасы все были израсходованы, в нескольких километрах от аэродрома таранил злочинца. Мигунов сознательно пожертвовал собой ради сохранения истребителей, находившихся на аэродроме Будово.

Провожая в последний путь боевого товарища, лётчики поклялись отомстить врагу за смерть Василия Мигунова, спасшего им жизнь и не давшего уничтожить боевую авиационную технику.

В боевой характеристике Василия Мигунова, подписанной командиром полка, записано: «С начала войны В.В. Мигунов совершил 244 боевых вылета, участвовал в 24-х воздушных боях, лично сбил 5 вражеских самолётов. И 66 вылетов были им совершены в целях воздушной разведки».

Василий Васильевич Мигунов был Героем Советского Союза до прихода на Калининский фронт. У него родился сын, когда он уже был на фронте. Жаль, что герой так и не увидел его…

В ОДНОМ ПОЛКУ
ПЯТЬ ГЕРОЕВ

Помогая наземным частям 39-й армии, 11-му кавалерийскому корпусу, а также частям 41-й армии левого фланга и 22-й правого, оказавшимся запертыми в заболоченных лесах Оленино-Белого-Кострицы, решающую роль в оказании помощи с воздуха продемонстрировали лётчики-истребители 5-го гвардейского полка Ржевской 7-й гвардейской дивизии.

Звено истребителей ЛаГГ-3 во главе с гвардии майором Г.Д. Онуфриенко первым обрушилось на вражеские позиции, обстреливая их из пушек и пулемётов. Выполнив задачу, командир группы взмыл вверх и посмотрел на часы. Приближалось время подхода группы гвардии майора Городничева на смену. В безоблачном небе, заметив силуэты самолётов, Онуфриенко полетел им навстречу. И вскоре понял, что это самолёты противника. Вступить в бой — другого решения не было и не могло быть.

Григорий Дмитриевич врезался в их строй и меткой пушечно-пулемётной очередью один вражеский «юнкерс» отправил на землю. О другом «позаботились» его ведомые. С другой стороны атаковала бомбардировщиков подоспевшая на смену группа Городничева. Вместе показали фашистам, как нужно защищать небо от непрошенных «гостей». Светящаяся нитка трассирующих пуль от истребителя Онуфриенко протянулась к «юнкерсу-88», он загорелся и стал планировать на вынужденную посадку.

Гвардейцы П.И. Песков, Н.П. Дмитриев и Мочалов сбили ещё три «юнкерса». В тот же день воздушный бой завязался в районе Ржевского аэродрома. Решительно действовала группа истребителей ЛаГГ-3 комеска гвардии капитана В.В. Ефремова: гвардейцы И.П. Лавейкин, В.В. Журин и Ф.Ф. Дахов. Рассеяв строй вражеских бомбардировщиков, они сбили «хейнкель-111» и завязали бой с истребителями. Атака следовала за атакой. В одной из них Лавейкин сразил «мессершмит-111», а Ефремов «мессершмит-109». Удачным манёвром Журин зашёл в хвост «мессеру» и сбил его. Двадцать минут длился этот тяжёлый неравный бой. Противник недосчитался семи самолётов. Группа Ефремова возвратилась на аэродром Ладьино без потерь.

Несколько слов о 5-м гвардейском полку. Его история старше Ржевской 7-й гвардейской дивизии, в которую он влился в начале июля 1942 года и являлся костяком в её составе. В июне 1942 года в 5-м гвардейском авиаполку уже было пять Героев Советского Союза, такие асы, мастера воздушного боя, как Г.Д. Онуфриенко, П.И. Песков, А.А. Кондратюк, В.В. Ефремов, В.А. Зайцев.

Первый день войны 129-й (5-й гвард.) истребительный авиаполк (командир полка капитан Юрий Михайлович Беркаль) встретил на полевом аэродроме вблизи западной границы. Там произошло и первое «знакомство» в воздушном бою с фашистом.

С усиливающимся продвижением вражеских войск полк с боями перелетал с одного аэродрома на другой — вглубь страны. Участвовал в Смоленском сражении, отбивая налёты противника на Москву и Ельню, Догоробуш, Ярцево, Духовщину и Вязьму. В декабре 1941 129-й авиаполк вёл воздушные бои при освобождении областного центра Калинина. Здесь на Мигаловском аэродроме и был преобразован в 5-й гвардейский, и после пополнения авиационной техникой, как и было сказано, в июле 1942 передан во вновь сформированную 209-ю (Ржевскую 7-ю гвардейскую) дивизию.

Николай ШАПОВАЛ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *