РЖЕВСКАЯ 7-Я ГВАРДЕЙСКАЯ АВИАДИВИЗИЯ
Продолжение. Начало в № 9
В июле 1942 оставлять врага на расстоянии 200-250 км от Москвы было небезопасно. Слишком близко от столицы расположен Ржев. Отогнать немца на безопасное расстояние и было задачей войск Калининского и Западного фронтов. Перед началом наступления 30 июля штаб Ржевской 7-й гвардейской истребительной дивизии находился на постое в районе Ладьино-Никольское в 60 километрах северо-восточнее Ржева.
В 1942 году с помощью местных жителей были оборудованы два полевых аэродрома — летний и зимний. Зимний — слева от дороги Торжок-Игнатьево, не доезжая до деревни Дары, на полянке, севернее деревни — летний. Отсюда 5-й гвардейский полк Ржевской авиадивизии совершал вылеты на боевые задания в районы Ржева, Зубцова, Оленино, Белого, Сычёвки и даже глубже в тыл противника.
Анатолий Павлович Павленко — герой воздушных боёв над Ржевом. Не единожды ему приходилось встречаться в небе с немецкими асами и выходить из поединков победителем. Вот, что рассказал о последнем бое в книге «На земле и в небе Новоторском» краевед Иван Арсентьевич Бондаренко: «Лётчик-истребитель 5-го гвардейского авиаполка (Ржевской 7-й гвардейской авиадивизии) А.А. Павленко, 1919 года рождения, в составе группы истребителей выполнял боевое задание в районе Ржевского аэродрома, который занят немцами. Завязался бой. Сверху наседали четыре вражеских юнкерса. Анатолий, маневрируя между ними, уходил из прицела «охотников». Но, вот один из юнкерсов сам оказался в прицеле истребителя Павленко. Наш герой нажал на гашетку, и, превратившись в огненный шар, немец в неуправляемом пикировании ушёл к земле. Но и ЛаГГ Павленко оказался подбитым, а он тяжело ранен. Несмотря на это, Павленко попытался повреждённый самолёт привести на аэродром Ладьино…»
Рассказывает очевидец Е.А. Русанов: «Мы, пацаны, видели, как при возвращении с боевого задания самолёт ЛаГГ-3 при посадке на летнем аэродроме коснулся земли и вновь взмыл вверх, а потом сорвался в штопор и упал на землю. Самолёт разбился. Лётчик Анатолий Павленко погиб. Его с почестями похоронили в братской могиле в д. Ладьино».
Да! У нас мало было самолётов и опытных лётчиков, разве только те, кто прошёл «обкатку» в Испании, участвовал в воздушных боях на Халхин Голе. Наша авиация не соответствовала техническому уровню немецкой: уступала в скорости, в оснащении вооружением, и часть из самолётов были фанерными. Но мы этой летательной техникой в воздушных боях с врагом не только не уступали, но и побеждали.
Командиру 3-й Воздушной армии Михаилу Громову ничего не оставалось другого, как только нещадной эксплуатацией имеющегося в его распоряжении авиапарка и недоученных молодых лётчиков остановить противника, захватившего господство в небе на Калининском фронте.
Июль-август 1942 отличался наглой напористостью врага, как на земле, так и в воздухе. Цель — удержать Ржев. Немецкое командование предприняло решительные меры закрепиться на занятых позициях, а затем и развивать попытку похода на Москву. Левый берег Волги и важный железнодорожный узел — Ржев был в их руках. Это давало гитлеровцам большое преимущество в части снабжения их военной техникой, вооружением и продовольствием. Поэтому здесь и шли неослабевающие бои на земле и в воздухе…
ПОПЫТКА ОСВОБОЖДЕНИЯ РЖЕВА
Директивы Верховного Главкома шли в войска одна за другой с требованиями к командующим Калининского и Западного фронтов о немедленном освобождении Ржева, Зубцова, Оленино и других населённых пунктов.
Ржевская 7-я гвардейская истребительная дивизия в взаимодействии с 210-й ИАД (командир дивизии полковник Валентин Петрович Ухов — воевал в Испании. Был одним из первых по количеству реально сбитых самолётов мятежников. С июля 1942-го и до освобождения — участник воздушных боёв за Ржев) продолжала контролировать воздушное пространство северо-западнее Ржева вдоль линии фронта.
«Обстановка на фронтах была нервной…», — писал в своих мемуарах командующий Калининским фронтом И.С. Конев. По плану командования Калининского и соседнего фронтов для прикрытия боевых порядков войск 30-й, 29-й, 31-й и 20-й армий над их позициями производилось круглосуточное патрулирование не менее шести истребителей на высоте не более тысячи метров. Это вызывало недоумение у руководства 3-й воздушной армии, так как не оправданы были потери машин от зенитного и даже пулемётного огня противника. Так, в один из дней в 21-м авиаполку (Ржевской авиадивизии) в боевой готовности осталось два истребителя, способных вылететь на боевое задание.
Кроме того, как отмечается в обзоре боевых действий оперотдела 3-й воздушной армии, за этот период многие самолёты были потеряны или повреждены и требовали ремонта — когда садились на дозаправку. И в этот момент откуда-то появлялись «юнкерсы». (3-й ВА, оп.4495, д.19.л.18 ЦАМО).
29 июля в 3-ю воздушную армию поступило пополнение авиационной техники — 20 истребителей ЯК-1. И 30 июля началась Ржевско-Сычёвская операция. Наземным войскам при содействии авиации предстояло перерезать дорогу Ржев-Сычёвка, чтобы лишить немецкую армию возможности связи с тылом. А затем, общими усилиями Западного и Калининского фронтов, взять Ржев в кольцо и заставить оккупантов сдаться.
Чтобы усилить эффективность работы авиации, по приказу Верховного главнокомандующего Сталина к боевым истребителям стали подвешивать 50-килограммовые бомбы, которые могли бы быть сброшены на немецкие окопы и скопления войск. Для этого прежде надо было обучить лётчиков на большой скорости поражать наземные цели. Чтобы научить бомбометанию, в распоряжение Ржевской 7-й гвардейской авиадивизии прибыл инспектор по технике пилотирования, известный ас, гвардии майор авиации Иван Евграфович Фёдоров. После недельного обучения эффективность боевой работы 5-го гвардейского ИАП значительно возросла.
Герой Советского Союза, майор Фёдоров — личность уникальная. Он участник боёв в небе над Ржевом. В энциклопедическом издании «Асы Сталина» упоминается имя этого легендарного лётчика, напоминающего своей биографией Валерия Чкалова.
2 августа в 5-м гвардейском полку записали на свой счёт сбитых вражеских самолётов лётчики: Григорий Онуфриенко, Иван Лавейкин, Виталий Попков, Василий Зайцев. А пилот Иван Бородин из 21-го авиаполка завалил Ю-88 и Хш-126. По одному вражескому самолёту сбили старший лейтенант Емельянов и командир эскадрильи капитан Разоренов. Из 193-го авиаполка Пётр Семёнович Шемендюк. («Боевой королевский разворот», В. Шалагинов, стр. 139).
Кстати, в том же источнике сказано, что после недельной подготовки майором Фёдоровым лётчики Ржевской дивизии «безупречно работали по уничтожению наземных целей». Так, ими были выведены из строя три аэродрома и повреждены самолёты, находившиеся в то время на стоянках. Бомбометание дало положительные результаты при работе по наземным целям и отрицательные при воздушном бое, так как истребитель стал тяжелее и его манёвренность ухудшилась. Иногда приходилось избавляться от авиабомб путём сброса, чтобы благополучно выйти из воздушного боя. Так, например, поступил лётчик сержант Виталий Попков. 2 августа 1942 года во время воздушного боя один против семи Виталий сбил Ме-109, но при этом от двух авиабомб ему пришлось избавиться, сбросить на своей же территории. 4 августа, прикрывая командира эскадрильи Героя Советского Союза В.В. Ефимова, ЛаГГ-3 сержанта Попкова бросился наперерез «мессершмитту», закрывая собой машину командира, а сам оказался целью. Истребитель загорелся, загорелась на лётчике и одежда. Тем не менее о нашёл в себе силы выбраться из горящей машины до взрыва бензобаков.
«… Я успел раскрыть парашют, — писал автору этих строк Виталий Иванович, — но он лопнул, и я под Ржевом, обожжённый, упал в болото».
В Калининском госпитале ему сделали пять пластических операций. (В.И. Попков — участник боёв в небе Ржева. На его счету 41 лично сбитых самолётов противника. Он стал прообразом героя кинофильма «В бой идут одни старики», роль которого сыграл актёр Леонид Быков. Попков — Заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации. Жил в Москве. Виталий Иванович два месяца не дожил до 65-летия Победы. Он один из героев Ржевской 7-й гвардейской дивизии).
Известно, в каких сложных погодных условиях проходила Ржевско-Сычёвская операция с целью освобождения Ржева. Об этом много написано. Болотистый Калининский край вносил свои сложности, особенно при применении тяжёлой артиллерии. Во второй половине августа 30-я, 29-я армии вышли на подступы к Ржеву, а затем, хоть и с трудными боями, освободили Зубцов и Карманово. Всё это время авиаторы поддерживали с воздуха наземные войска.
Лётчики 5-го гвардейского, 21-го и 193-го истребительных авиаполков внесли огромный вклад по обеспечению безопасности работы бомбардировщиков и недопущению немецких самолётов к нашим аэродромам.
Выписка из оперативной сводки о боевых действиях 209-й (Ржевской 7-й гвардейской) авиадивизии: «… Полк прикрывал бомбардировщиков 150-го скоростного авиаполка генерал-майора И.С. Полбина. Район действия Галахово, Опоки, Муравьёво, Бургово, Коростылёво и Гнездово. Полк совершил 20 самолётовылетов, которые были произведены из аэродромов Мигалово, Налёткино. В вылетах на боевое задание приняли участие 7-м ЛаГГ-3. В этот же день четыре истребителя 21-го авиаполка Ржевской авиадивизии участвовали в воздушных боях, сбили три самолёта врага, один Ме-109 ф. и два Хе-111. В период с 13.05 до 14.10 на высоте 200 метров в 15 километрах от Ржева лётчики 5-го гвардейского авиаполка Емельянов и Шустров провели бой с двумя Ме-109 ф, после трёх атак Емельянов сбил один Ме-109, немецкий лётчик врезался в землю в восьми километрах от Ржева. Шустров, прикрывая Емельянова, был подбит с земли зенитной пушкой противника. И тем не менее лётчик сумел посадить ЛаГГ-3 в районе деревни Васюки».
Противник продолжал удерживать прежние оборонительные рубежи, на отдельных участках фронта вёл боевую разведку, подтягивал одновременно резервы по железной и грунтовой дорогам из районов Смоленска и Вязьмы в район Сычёвки и Осуги.
Его авиация на Ржев-Зубцов-Сычёвском направлении группами по 8-20 бомбардировщиков под прикрытием 12-17 истребителей действовала на поле боя по боевым порядкам наших войск, противодействуя нашей авиации.
Выписка из оперсводки о боевых действиях 209-й (Ржевской 7-й гвардейской) авиадивизии: 21-й авиаполк осуществлял вылеты на прикрытие бомбардировщиков в районы Ржевского района д. Тимофеево, севернее Ржева разъезд Михалково с бомбометанием. Проведено 12 воздушных боёв, два боя 7 против 15-ти, десять Ме-109-х, один Хе-111, один Хш-126 и два Ю-88. Нами сбито: два Ю-88, один Хе-111, два Ме-109 ф, один Хш-126; подбиты два Ме-109 ф. Три наших истребителя получили во время боя повреждения.
Николай ШАПОВАЛ
Продолжение
в следующем номере