РЖЕВСКАЯ 7-Я ГВАРДЕЙСКАЯ АВИАДИВИЗИЯ

Продолжение. Начало в № 9, 10

3.08.1942 года: «… Весь день шли воздушные бои с противником. Комэск капитан Разоренов, хвост его истребителя прикрывал Голованов на высоте 2000 метров, атаковал Хе-111, вражеский самолёт загорелся и упал в районе деревни Муравьёво. Голованов был атакован «мессером», подбитыми оказались водосистема, гидросистема и повреждён фюзеляж: при посадке недовыпустились шасси и закрылки».

Этот день в истории Ржевской 7-й гвардейской дивизии был одним из сложных. Боевые действия на земле и в воздухе шли с 4 часов утра и до полуночи. Истребители садились лишь на несколько минут на заправку и вновь взлетали и нередко с ходу вступали в бой. Это видно из оперсводок, в которых проставлены не только дни вылета, но и время участия каждого самолёта в бою, и результаты боевых действий. «В течение дня полк 7-й гвардейской авиадивизии выполнял задачу на прикрытие боевых действий бомбардировочной авиации и наземных войск в районах: Новосемёновское, Полунино, Выдрино, Свинино. Проведено три воздушных боя с участием пяти ЛаГГ-3 и шести Ме-109 ф, один из них был сбит в коллективном бою, другой пилотом Киселёвым, который и сам не вернулся на аэродром в Налёткино…

Во всех вылетах 21-го, 5-го гвардейского полков истребители были оборудованы авиабомбами, все они были сброшены на указанные цели и нанесли немалый урон немецкой армии.

В период с 12 час. 50 мин. и до 13 час. 50 мин. лётчики 5-го гвардейского авиаполка Емельянов и Киселёв вели бой с тремя Ме-109-ф. Емельянов всё время на немыслимых виражах отгонял наседавшего на самолёт Киселёва фашиста. И не заметил, как за ним самим стали охотиться подоспевшие на помощь три «мессера». Завязался неравный воздушный поединок. С дистанции 75 метров Емельянов дал несколько очередей по попавшему в прицел «мессеру», задымив, тот ушёл к земле.

В тот же период в районе Ржева капитан Бородин вёл бой с Ме-109-ф на высоте 1600 метров, он увидел, как фашист пытается атаковать наш ЯК-1. Бородин зашёл со стороны хвоста и с дистанции 60 метров нажал на гашетку. Самолёт противника завалился в штопор и взорвался на земле у деревни Тимофеево. Вот тогда-то и стало ясно, куда пропал Киселёв. Он, увидев бой, который вёл Бородин, поспешил ему на помощь, и спустя час его истребитель совершил посадку в Налёткино».

19 августа 1942 года лётчики-истребители Павел Антонович Емельянов и лейтенант Митраков вылетели на двух последних исправных ЛаГГ-3 на боевое задание. Им встретилась многократно превосходящая группа Ме-109-ф. В неравном воздушном бою оба лётчика погибли.

История боевых действий Ржевской 7-й гвардейской дивизии показательна, и данные оперативных сводок говорят сами за себя. За время воздушных боёв в конце июля-августе 1942 года лётчиками дивизии было уничтожено 49 вражеских самолётов, выведено из строя много техники, повреждены аэродромы, железнодорожные пути и составы путём сбрасывания авиабомб.

В результате боёв на Ржевско-Сычёвском направлении, готовившиеся к переброске на Сталинградский фронт дивизии противника были обескровлены. И, тем не менее, немцам всё же удалось удержать город, хотя и с неимоверными потерями.

Обстановка под Ржевом не стала легче. Немцы держались за Ржев, как за возможность отсюда совершить «поход» на Москву. Они ещё бредили этой идеей. И поэтому не жалели сил, людей, техники, чтобы удержать город. Ими была предпринята крайняя мера. Из глубокого тыла и с берлинских аэродромов были вызваны лучшие гитлеровские асы с тем, чтобы изменить обстановку в воздухе в их пользу, так как всё чаще и чаще немецкие летуны претерпевали в воздушных боях поражения. Да и истребители противника не могли драться, как наши, и наносить удары по наземным целям. Это преимущество советской авиации признавали и немецкие лётчики, оказавшиеся в нашем плену.

На захваченный врагом аэродром Ново-Дугино прибыло 200 самолётов различных назначений. С этого времени воздушные бои переросли в сражения, когда в воздухе по несколько часов вертелась многоярусная карусель. Немцы периодически прямо в воздухе подменяли одну группу другой, свежей. У нас такой возможности не было, приходилось драться на пределе сил и возможностей, иногда уклоняясь от навязанного боя, чтобы заправиться и пополнить боеприпасы. Наращивание сил и подмена боевых групп в бою впервые были применены немцами. Из-за этой тактической «новинки» мы потеряли лучших лётчиков.

С одним из присланных под Ржев немецких асов довелось встретиться в воздушном поединке лётчику Ржевской 7-й гвардейской авиадивизии, сержанту Виталию Попкову. Вот что он в письме к автору этих строк рассказал в 1984 году:

«… 5-й гвардейский ИАП в то время базировался на Ладьинском полевом аэродроме. В один из дней в августе 1942 года мне довелось вступить в воздушный бой с фашистским асом, полковником Иоганном Генном, врагом многоопытным, одним из лучших лётчиков «Люфтваффе». Поединок длился около получаса. Но никто из нас не допускал ошибок. Тактика боя, предложенная фашистским асом, была исключительно сложной. На авиационном языке она называлась «бой в вертикальном манёвре». Сложность заключалась в том, что самолёт на огромной скорости уходит вверх почти вертикально, и в этот момент лётчик атакует. Боевые машины стремительно сходились, расходились и вновь сходились; каждый пытался опередить противника в выполнении манёвра. Скорости были предельными. Нагрузка колоссальная! Кровь стучала в моих висках. Я впервые вёл такой длительный и сложный бой.

Сделаны были уже две «карусели смерти». Опытный противник уходил и пытался сам оказаться на месте атакующего. Казалось, что это будет продолжаться бесконечно. И тогда я, завершая ставший уже привычным манёвр, вдруг описал петлю и на выходе из неё атаковал немецкого аса. Те, кто наблюдал с земли этот бой, рассказали мне потом, что облегчённо вздохнули: «Всё, сейчас завалит». Но в последнюю секунду фашист, вроде бы, ускользнул и, потеряв уверенность, стал выходить из боя. И здесь, почувствовав растерянность противника, я бросился в атаку…».

Во второй период Ржевско-Сычёвской операции со второй декады августа 1942 года, когда у нас уже выбыла из строя половина авиатехники, а авиация противника, наоборот, значительно укрепила свой авиационный парк, наши истребители на прикрытие боевых порядков войск на поле боя стали вылетать по вызову из командного пункта наземного командования.

ЗАЛОЖНИКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

… В августе 1942 года ржевская земля стала обозначаться линией Калининского фронта.

Лётчики-истребители Ржевской 7-й гвардейской дивизии всегда руководствовались заповедью Суворова: «Воевать не числом, а уменьем». Численным превосходством враг и рассчитывал расправиться со звеном ЛаГГ-3. И снова в огне ржевское небо. Стервятники всей группой бросились в атаку… (Полк в течение дня 16.08.42 г. был придан двумя экипажами ЛаГГ-3 193-му истребительному авиаполку и выполнял задачу по вызову с КП 30-й армии).

… Фашисты, увязавшись в драку, не позаботились о своём прикрытии. Наши лётчики умело уходили из-под огня. Ме-111 при каждом сближении пытались поймать в планку прицела наши машины, но тут же сами становились мишенью. Огонь «Лагов» был прицельным. Задымив, первый стервятник вертушкой ушёл вниз. При очередной атаке ушёл к земле и другой.

Озверевших фашистов это не остановило. Они неудержимо продолжали атаковать нашу двойку истребителей 193-го авиаполка, которые то проваливались в воздухе, то внезапно взмывали вверх с неожиданной стороны, после чего «мессеры» становились в очередной раз мишенью.

Для лётчика-истребителя Петра Шемендюка и его ведомого важны были непредсказуемые для врага манёвры, которые и решили исход боя. Враг спасся бегством, потеряв половину своих истребителей Ме-111. Они нашли свою гибель на ржевской земле в районе Копытихи, Ковалёво, Тимофеево, Починки.

В тот же день в период с 15.10 до 16.15 ЛаГГ-3 193-го авиаполка совместно с двумя «Лагами» 21-го ИАП вылетали на прикрытие Пе-2 и Ил-2 в районы Зеленичено, Мосягино, Юшнево. На этот раз встреч с ВВС противника не было.

…193-й авиаполк Ржевской дивизии имел 19 самолётов ЛаГГ-3, но после того, как по приказу Главкома ВВС он участвовал с Машутинского аэродрома в воздушной поддержке наступления 39-й армии генерал-лейтенанта И.Ф. Петрова, полк потерял половину авиапарка. ВВС фронта совместно с группой Петрова наносили удары по отступающим немецким войскам, движущейся боевой технике, колоннам, железнодорожным эшелонам на перегоне Ржев-Нелидово и по аэродромам противника. И вновь уходили в небо, обрабатывали передний край противника и старались не дать ему проникнуть на наши позиции, сами при этом несли немалые потери во время воздушных поединков. В одном из воздушных боёв ас 193-го авиаполка Пётр Семёнович Шемендюк подбил Ю-88. До этого 193-й авиаполк штурмовым ударам подверг аэродромы немцев в Великих Луках и в Ржеве, в результате были сожжены девять «юнкерсов-52». И в воздушном бою был сбит ДО-217.

Жаль, оперативная сводка не расшифровывает, кто были те лётчики, выполнявшие это боевое задание. Автору этих строк не удалось, к сожалению, установить и имя командира 193-го авиаполка, на плечи которого легли самые трудные воздушные бои и другие боевые задания, которые выполнялись и нередко ценою потери боевых машин и лётчиков.

О тяжких августовских боях 1942 года говорят документы, обнаруженные в 2007 году историком Вячеславом Шалагиновым в Центральном архиве Министерства обороны. В его книге «Переживший эпоху» приведены выдержки из журнала «История боевых действий 209-й (Ржевской 7-й гвардейской дивизии)». Из этих документов видно, что 193-й авиаполк оказался «заложником» сложившихся в августе 1942 года обстоятельств.

Две недели непрерывных боёв дали ясно понять командованию 3-й воздушной армии, что кардинальные меры по улучшению отдачи поредевшего самолётного парка и, в частности, истребителей и штурмовиков, не дали результатов. Нет, здесь не было ошибки М.М. Громова в тактике применения авиации в боевых условиях. Просто и ясно было, что количество авиационной техники не соответствовало количеству и качеству вооружения противника. В итоге в августе 1942 года во многих полках 3-й воздушной армии осталось по
2-3 боеспособных истребителя. А
5-й, 21-й и 193-й авиаполки фактически прекратили своё существование. Ржевская 7-я гвардейская дивизия осталась с двумя боеспособными авиаполками: 5-м гвардейским, майора авиации Василия Александровича Зайцева, и 21-й, капитана авиации Ивана Максимовича Нестоянова. Больше 193-й авиаполк в составе Ржевской 7-й гвардейской авиадивизии не значился.

Мне не удалось установить имён лётчиков 193-го авиаполка Ржевской дивизии, погибших в воздушных боях при попытках освободить наш город. Но то, что в августовских боях погиб полк, а из 19-ти самолётов остались два — это факт. Нельзя не вспомнить и других участников ржевских боёв, стяжавших славу дивизии, в результате которой не только 129-й авиаполк стал 5-м гвардейским, но и 209-я авиадивизия стала 7-й гвардейской, а 4 мая 1943 года стала называться «Ржевской гвардейской». Этому предшествовали тяжёлые воздушные бои в небе Ржева, из которых многие лётчики так и не вернулись на свои аэродромы. И не все, отдавшие свои жизни, стали героями. И не всех увековечена память на земле, где время их жизни остановилось. И мы, живущие под мирным небом, не торопимся исправить оплошность тех, кто по должности своей обязан этим заниматься. Звание Города воинской славы обязывает — помнить…

Лётчик-истребитель 5-го гвардейского авиаполка Ржевской 7-й гвардейской авиадивизии, командир эскадрильи гвардии майор Николай Павлович Городничев совершил 180 боевых вылетов, в 27-ми боях в районе, области и Ржева сбил 11 вражеских стервятников. За два дня до освобождения Ржева, 1 марта 1943 года, герой погиб в воздушном бою над нашим городом…

Этот список можно продолжить. И как печально, что в Ржеве нет названия улиц с их именами, патриотических клубов. Нет их имён на Аллее Героев, но там есть памятные знаки тем, кто к освобождению Ржева не имел никакого отношения: Н.Д. Гулаев, А.И. Покрышкин. Они воевали на фронтах далёких от Ржева. И уже в мирное время кратковременно проживали в нашем городе, и почитать их надо в ином порядке в виде званий почётных граждан и мемориальных досках на домах, где они работали или проживали. На Аллее Героев нет даже имён героев — наших земляков. Стыдно и больно!

Николай ШАПОВАЛ

Продолжение

в следующем номере

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *