Сказка и узор гжели

Гжель. Кто не видел этого красивого узора, выполненного синим цветом на белом фоне? Но мало кто знает, что в стародавние времена узоры были разноцветными: зелеными, желтыми, фиолетовыми, коричневыми, в центре рисунка располагалась птица, которая потом дополнялась деревцами, веточками, цветами. И ошибается тот, кто считает гжель — исконно русским промыслом, ведь синие оттенки заимствованы из голландской культуры. Производство изделий с росписью в технике гжель — очень интересный промысел, заслуживающий внимания.

Однажды нам удалось побывать на Гжельском фарфоровом заводе, что в подмосковном Новохаритоново, своими глазами увидеть процесс изготовления глиняных произведений искусств.

Завод основан в 1818 году как производство фарфоровой посуды и скульптуры. В процессе производства задействованы несколько залов. В первом идёт непосредственная работа с пластичной огнеупорной глиной (которую, к слову, раньше поставляли с Украины). По эскизам художников вытачиваются гипсовые модели будущих изделий, и в них заливается жидкий фарфор.

11_2Дальше — зал со стеллажами первичных заготовок, где их сушат естественным способом, так как попадают будущие шедевры туда ещё немного мягкими. На полках — кувшины, чайники, рукомойники, сотейники, причем, носики и ручки лежат отдельно. Все недостающие части приклеивают к изделиям только после того, как все швы и неровности затёрты мягкой, влажной губкой. Для придания прочности глиняные заготовки обжигают при температуре 950 градусов. После этого самое время проверить наличие сколов и трещин. Мастер в высоких резиновых перчатках по очереди опускает каждый предмет в фуксиновую краску, она окрашивает фарфор в бледно-розовый цвет и позволяет выявить изъяны. Да, именно лекарственный раствор розового цвета, которым смазывают ссадины, и помогает выявить брак. Если таковой есть, изделие идёт на переработку.

Покрывают будущую посуду утильной глазурью — тонкой стекловидной пленкой, придающей изделию водонепроницаемость и декоративные качества.

11_4Вот перед нами зал росписи. Не скрывая сожаления, экскурсовод говорит о том, что художников-мастеров росписи осталось очень мало. Одна из причин этого — низкий уровень оплаты труда. На фабрике работают только женщины, заработная плата в пределах 13 тыс. рублей — на такую зарплату мало кто идет работать. Условия труда оставляют желать лучшего: холодные помещения с цементными полами и высокими потолками, специфический запах сырой глины, химических растворов и красок. Учеников мало. Экскурсовод сожалела, что производство затухает, а предприятие находится в частных руках.

Но вернемся непосредственно к искусству росписи. Серым (почти черным) цветом по розовому фону работает мастер, а после очередного обжига выходит, что рисунок выполнен синим на белом. Эффект таков потому, что подглазурная краска — кобальт, после обжига дает синий цвет различных оттенков. И снова кругом полки, на которых стоят: игрушки, куклы, вазы, фигурки животных, птиц, ковши, квасники, графины, ложки, солонки. От многообразия и выдумки художников разбегаются глаза.

11_5Следующая остановка — музей гжели. Чего там только нет! Даже выполненные по заказу телефонные аппараты и часы со встроенным механизмом хода. А вот — образцы посуды для царской семьи с изображением царей и военачальников. На огромном, впечатляющего размера столе, чего только нет: рюмки, чашки, кружки-шутихи, тарелки (с иллюстрациями к сказкам Пушкина), чайные наборы, вазы, лампы, шкатулки, масленки, подсвечники, блюда под горячее, под рыбу, вилки, ложки, скульптура-квасник Георгия Победоносца, убивающего Змея, «чайный король» и другие бытовые и декоративные изделия. Многие посетители не без интереса задерживаются перед витриной, где представлены фигурки наших современных государственных деятелей и известных личностей, выполненные в юмористической манере. Далее — тарелки с рисунками и тематическими игрушками по мотивам деревенской жизни, рыбной ловли, посиделок.

11_1В настоящее время узоры гжели приобрели большую популярность — их используют для украшения одежды, обуви, бытовой техники, мобильных телефонов, и даже автомобилей и троллейбусов.

Сколько ручного труда и души вложено в эти произведения! Но и цены на них в магазине при фабрике впечатляют количеством цифр. Гжельские умельцы делают уникальные изделия, они настолько красивы, что их на своих полотнах изображают художники и фотографы со всего мира.

Особенно поразила огромная ваза высотой от пола до потолка на входе в помещение фабрики. Это задумка одного из мастеров, пока только муляж. А каковы каминные изразцы! Вспомнились Пушкинские строки из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях», помните: «…Печь с лежанкой изразцовой…»

Не в силах отказать себе в покупке на память, мы приобретаем небольшой чайный сервиз, на котором значится надпись: «Р. Монина». А по центру блюдца и чашечки — штамп с изображением двуглавого орла и надпись «Гжель».

Экскурсовод предупреждает: кругом много подделок. Основное отличие настоящей гжели — наличие на изделии печати и росписи мастера. Причём рисунок одного произведения никогда не повторит другое (и это не может не отражаться на цене), плюс поверхность настоящей гжельской керамики всегда гладкая, фон — белоснежный, а на донышке должен быть гжельский штамп (лебедь), слово «гжель» набрано крупными буквами и обведено в овал. К тому же, подлинная посуда очень прочная.

Экскурсия, к сожалению, быстро подходит к концу. А нас не покидает гордость за искусство, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия культуры.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *