Архивы за День: 05.05.2021

Игорь Николаевич САФРОНОВ, инженер, дизайнер, педагог, лауреат Государственной премии: «ВОССОЗДАДИМ РЖЕВ, КОТОРОГО НИКТО НЕ ПОМНИТ»

— Игорь Николаевич, отрадно, что работать над проектом будущего музея будет инженер, дизайнер, преподаватель, лауреат Государственной премии в сфере литературы и искусства, а главное, наш человек — ржевитянин.

— Несколько месяцев назад я и не предполагал, что займусь интересным, важным и нужным проектом на родине. Рад удачному стечению обстоятельств. Есть возможность сделать уникальный проект, с большими перспективами, продолжая тем самым дело своего отца. Я уже равнодушен к бизнесу, к тому, что ранее будоражило и казалось смыслом жизни. Достигнув возраста отца, осознал: ценность моих мотиваций в том, чтобы завершить то, что не успел он. Николай Никитич родился в 1931 году, до начала войны жил в Ржеве. Хоть и был в те годы мальчишкой, но впитал всю красоту древнего довоенного города. После эвакуации семья вернулась в иной Ржев. От прежнего города не осталось и следа. А отец был настолько впечатлен прошлым, что его память эту красоту не отпускала. Он пронес любовь к Ржеву через всю свою жизнь.

— У Николая Никитича была идея написать серию полотен древнего Ржева…

— И создать макет города, а после передать все музею. По собственным топографическим измерениям, старым фотографиям, сохранившимся архивным материалам, существующей кинохронике он набросал эскизы. Но завершить задумку не успел.

Сейчас идет дискуссия о том, как должен быть организован музей. У нас есть уникальная возможность хотя бы в воображении вернуть утраченный облик города. Ведь ни у кого нет точного представления, как Ржев на самом деле выглядел, не существует четко сформированных образов.

— Организация музейного пространства — отличная возможность воплотить задумку Николая Сафронова.

— Идеи, которые мы обговариваем, словно продолжают его миссию. Мы объединим новые технологии и наработки отца. Используя компьютерную графику, можно сделать трехмерную модель города, а с ее помощью воспроизвести фрагменты, не законченные отцом.

— Придется много поработать.

— И это радует! Когда панорама будет готова, можно объявить среди ржевских художников конкурс, и местные талантливые живописцы создадут уже художественный образ города.

— Серия фрагментов, написанных рукой ржевских художников — как здорово! Находка. Игорь Николаевич, Вы уже озвучивали кому-то такую идею-сокровище?

— В широких кругах нет. Вам первой.

— В узких кругах специалистов поддержка есть?

— Да, меня поддерживают коллеги. К мозговому штурму привлек педагогов из Московского института бизнеса и дизайна, в команде есть профессиональные архитекторы-музейщики. Люди уже живут этим проектом, по музею уже есть дизайн-предложение. На выходе можно получить очень мощный и яркий результат.

— Как Вы сказали, идеальный рабочий процесс проектирования состоит из трех стадий: замысел, поиск, исполнение.

— Верно вспомнили. Причем в замысле следует искать смысл, а не действовать по стереотипам. Музей — не подобие архива, а живое пространство с постоянными историческими и культурными исследованиями в разных направлениях. Это будет обогащать и обновлять и сам музей, и восприятие его посетителей.

— Уходим от статичности и привычных музейных декораций.

— Однозначно. В музее можно создать мастерские, привлечь к сотрудничеству художников. Одна мастерская работает на развитие экспозиций, другая делает сувенирную продукцию. Музей живет, оставаясь учреждением, которое занимается сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов, и в то же время гармонично меняет наполнение. Так мы пойдем по пути развития и будем постоянно демонстрировать посетителям новые формы, которые им захочется воссоздавать, осмысливать, изучать. Музей будет вовлекающим в атмосферу проводником.

Уходим от традиционного подхода по созданию музейных художественных образов и создаем художественный символ, который не вербализуем, который трудно объяснить лишь словами.

Мечта сделать такой музей, чтобы порождать в сознании посетителей ощущение высшей ценности, чтобы, общаясь с музеем, мы могли возвыситься сами.

— А если говорить о затратах на проект и его реализацию? Чем выше цели, тем крупнее затраты, на первый взгляд кажется именно так.

— Не вижу здесь финансовых айсбергов. Первый шаг сделан: в Министерство культуры отправлена заявка на покупку 3D-принтера и плоттера, который нужен, в том числе и для печати сувенирной продукции, например, качественных плакатов. Чтобы обмеривать здания, нужен тахеометр. Данные будем превращать в трехмерную модель. Сохранились архивы отца, где есть сведения по несуществующим уже церквям, их размеры. Его цифрам я полностью доверяю. В вопросе контента рассчитываю на студентов Московского института бизнеса и дизайна. Создавать с ними — одно удовольствие. Студенчество — идеальная среда для рождения свежих, смелых идей.

Путь для всех нас будет очень интересным. Количество собранного, обработанного материала обязательно перейдет в качество. Интуиция подсказывает — нас ждут открытия.

— Под музей выделено несколько комнат…

— Есть замысел сделать зал, где будем демонстрировать проекты Ржева будущего. Над одним из таких с технологией «добавленная реальность» уже работает выпускница этого года.

Зал, который должен показать, каким был старинный Ржев — самая сложная задача.

Есть идея посвятить Ржеву 1943 года помещение в подвале. Использовать эффект противопоставления света и тьмы, контраст красоты мира и чудовищной войны. Война — провал. В бункере мы ее изолируем от мира.

— Рабочие встречи с представителями администрации уже были?

— В рабочую группу по созданию музея входят помощник и заместитель главы города и руководители главных департаментов культуры. Недавно в Москве в стенах Института бизнеса и дизайна состоялась встреча рабочей группы с разработчиками серии проектных предложений по развитию города, и в первую очередь, нового музея истории и архитектуры Ржева. Это знаковое событие, поскольку администрация Ржева и институт создали прецедент комплексного архитектурного дизайн-проектирования напрямую на цели развития российского малого города. Студенты разных курсов института индивидуально и в группах по-настоящему вдохновились этими целями. Вместо бумажных проектов, пройдя через этапы исследования истории города и его архитектурного феномена, воодушевившись лучшими достижениями мировой культуры, под руководством заслуженных педагогов, они формулируют новые идеи, направленные на создание органичной среды. Кроме того, я уверен, через такой труд у них просыпается любовь к Отчизне.

— Знаю, Вы с Николаем Никитичем предлагали установить на мес-те Пушки какое-то иное сооружение. Что это?

— Это была прекрасная идея отца. Он видел там здание Городской управы. Выходя ранним утром гулять с собакой, отец замечал, что под восходящим солнцем видны очертания фундамента, в том месте роса на траве лежала по-другому. В 1942 году управа была разрушена, ее подвалы завалены, а потом их и вовсе сровняли с землей. Используя старые фотографии, проведя экспертизу, здание можно было восстановить. И облик города изменился бы здорово.

Снова спросите: где взять деньги? А опыт доказывает, что не всегда все держится на деньгах. Я сделал много проектов, и почти в половине случаев у меня не было огромных сумм. И в Ржеве тоже можно сделать многое, имея минимум средств.

— Что для этого нужно?

— Воспользоваться простым и надежным механизмом действий. Сначала ставится проектная задача — над ней работают творческие люди: архитекторы, дизайнеры, главное, чтобы ее исполнение шло от сердца. Второй шаг — зажигается воображение жителей. У меня есть опыт строительства проектов на энтузиазме, когда людям достаточно было рассказать о своей идее. Сейчас в магистратуре мы учим студентов по двум направлениям: инженерный дизайн и архитектура, растим специалистов на стыке двух наук. В настоящее время моя практикантка разрабатывает заслуживающий внимания проект, который хотелось бы осуществить: сделать в пойме Холынки парк. Где скалистая стена — оборудовать подвесные смотровые площадки.

— Да, место, с какой стороны ни посмотри, красивое, но…

— …Канализационные стоки, да. Перекопать и переделать всю канализацию — неподъемная сумма. Для начала, что вполне возможно, снабдить отдельно взятый дом отечественной модульной системой очистки, которая на входе очищает воду до питьевой, а канализационную — до технической, которую можно использовать для стирки, слива в туалете и так далее. Автономная двухконтурная циркулярная система позволит сократить расход воды до ничтожно малых величин. Чтобы действовать, творить, надо любить народ, изучать философию и работать руками, порядок любой, главное — прочувствовать все три составляющие.

В Ржевском районе возведён Мемориал Советскому солдату, работа прекрасного скульптора Андрея Коробцова. Планка для города задана высокая. Одновременно этот факт надо использовать как опыт: любую задачу надо решать, начав с осмысления, с приглашения к диалогу и мозгового штурма задачи образованными людьми, специалистами своего дела. В диалоге формируется безошибочная идея. Руководители муниципалитетов должны собирать знатоков из разных сфер, слушать и обсуждать всевозможные мнения, фиксировать генеральные цели. В одиночку можно долго карабкаться по лестнице, а после обнаружить, что она приставлена не к той стене.

— Точно сказано. Игорь Николаевич, в заключение беседы, которая, надеюсь, послужит началом цикла материалов о будущем музее или даже музее будущего, хочу спросить: где сейчас изобретение Николая Никитича, его веломобиль?

— Стоит в гараже. В ПАО «Электромеханика» можно сделать музей, я бы согласился выступить экспертом-консультантом и передать веломобиль музею.

Хочу сказать землякам огромное спасибо за бережное отношение к памяти отца. В этом человеке сочеталось триединство: инженер — ученый — художник. Религиозный философ Василий Розанов спроецировал понятия сын, отец и святой дух на мирскую жизнь. Под словом «сын» он предложил понимать мастерство, «отец» — смысл, которому человек служит, а «святой дух» — связь нашей небесной души с высшим разумом. Для меня мой отец — мощная личность, воплощение этих трех начал. Его заслуга в том духе, который он нес. И нашу судьбу, я считаю, определяют учителя, которых мы встречаем.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

РУХНУЛА ЧАСТЬ ОБЩЕЖИТИЯ

22 апреля днем в Ржеве произошло обрушение части трех-этажного здания общежития агроколледжа на перекрестке улиц Кривощапова и Партизанская. Сигнал о чрезвычайной ситуации поступил около 14 часов, и на место сразу же выехали пожарные и спасатели ПЧ-12 и муниципального отряда ПСО. Они объявили на месте режим тишины, чтобы убедиться, что людей под завалами нет, и после этого приступили к разбору обрушившегося здания.

БОЛЬШОЙ ОТЧЁТ, БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ

В пятницу, 23 апреля, в 14 часов в ДК в формате расширенного заседания Ржевской городской Думы прошел отчет главы Ржева о социально-экономическом положении города в 2020 году и планах на 2021 год. В первом ряду сидели депутаты, также в зале присутствовали замминистра по делам территориальных образований Тверской области Юрий Охлобыстин, заместитель председателя ЗС Виктор Константинов, глава района Михаил Петрушихин, представители предприятий и организаций Ржева, сотрудники администрации.

БАРДАК НА ВЕСЕННЕЙ УЛИЦЕ

Весна — время наводить порядок. По всему городу начинаются субботники, на приусадебные участки и придомовые территории выходят жители частных домов, которым правила благоустройства предписывают содержать примыкающие к домам и заборам участки в чистоте и порядке. Чтобы проверить соблюдение этих правил, сотрудники отдела ЖКХ и благоустройства администрации Ржева проводят рейды как часть работы с собственниками частных домов по вопросу содержания придомовой территории.

ВОПРОСЫ ДОМА МОЕГО

20 апреля глава Ржева Роман Крылов провел очередной прием граждан по личным вопросам, на который записалось семь человек, в основном — с жилищными вопросами.