Архивы за День: 29.03.2022

Зоя КАРЕВА, руководитель тверского подразделения фонда «Старшие Братья Старшие Сёстры»: «НАСТАВНИЧЕСТВО – ПУТЬ ДРУЖБЫ»

— Зоя, наше с Вами неслучайно-случайное знакомство нашло свое продолжение в интервью. Давайте расскажем читателям «РН» об организации, в которой Вы работаете.

— Это межрегиональная общественная организация содействия воспитанию подрастающего поколения — «Старшие Братья Старшие Сестры». Программа с одноименным названием была основана более 100 лет назад и реализуется в 14 странах мира, в том числе и в России, с 2003 года. Через профессионально организованное индивидуальное общение со взрослым волонтером-наставником («старшим») мы помогаем детям, оставшимся без попечения родителей, приемным, детям из неполных, многодетных или неблагополучных семей, детям с ограниченными возможностями здоровья («младшим»).

В июле 2016 года на форуме Агентства стратегических инициатив проект программы «Наставники: не рядом, а вместе!» одобрил Владимир Путин, и программа начала работать в Московской, Тульской областях. В Тверскую область проект «Старшие Братья Старшие Сёстры» пришел в 2021 году. О потребности подобного проекта для региона не раз говорили тверские волонтеры и сотрудники фондов, кто бывал в Москве на тренингах и форумах.

В настоящее время активно участвуют в программе Зубцовский детский дом, школа-интернат в селе Медное Калининского района. (По стране мы официально представлены в десяти регионах). Программа открыта для ребят от 8 до 23-х лет, в том числе для учащихся средних профессиональных учебных заведений, все они вступают в программу добровольно.

— За счет чего живет ваша организация?

— Корпоративные и частные пожертвования, гранты, благотворительные акции.

— Зоя, кто может стать волонтёром-наставником?

— Люди старше 18 лет, проживающие в регионе присутствия программы, желающие поддерживать ребенка в долгосрочных отношениях. Психически и эмоционально стабильные, имеющие навыки общения с ребенком, или те, у кого есть желание их развить или приобрести.

— Общение с ребенком — процесс одновременно увлекательный, сложный и ответственный. Как проходит отбор наставников?

— Для начала нужно оставить заявку на сайте, куратор свяжется с кандидатом в течение трех дней, еще раз проговорит основные моменты: общение «старший — младший», волонтерская, то есть безоплатная деятельность с регулярными, не реже раза в две недели очными встречами продолжительностью не менее года… Если с этим кандидат согласен — очное собеседование-анкетирование в Твери (для жителей Ржева возможно онлайн), затем прохождение психологических тестов, их результаты проверяет специалист. По итогу — общее решение о допуске человека до следующего этапа, тренинга.

— Случаи отказа со стороны фонда были?

— По итогам тестирования — да, были, и с нашей, и со стороны наставников. Лучше человек откажется при обучении, нежели после знакомства с ребёнком. Если случается так, что суть программы «Старшие Братья Старшие Сёстры» кандидату нравится, а в силах уверенности нет, можно оставить заявку и, чтобы принять окончательное решение, пройти тренинг. Вся работа с кандидатами и наставниками ведется бесплатно.

— Что включает в себя тренинг?

— Это 16 часов занятий: изучения стандартов программы, психических особенностей в развитии детей, в том числе детей-сирот, выполнение совместно с кураторами упражнений, которые помогут установить с ребенком контакт, отработка навыков активного слушания. Интенсивный тренинг проходит два дня, в выходной, с интервалом в неделю. После прохождения учебы кандидат берёт справки об отсутствии судимостей, психических заболеваний и рекомендации от коллег и друзей, написанные в произвольной форме. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность младшим участникам проекта. При формировании пары кураторы учитывают все факторы, среди которых место проживания наставника, хобби и интересы обоих участников, наличие личного транспорта. Волонтер и ребенок проводят вместе время, играют, делают уроки, занимаются спортом, ходят на выставки и концерты (при разрешении опекуна/родителя), просто общаются. В первый месяц взаимодействия кураторы особенно поддерживают пару и постоянно на связи: интересуются, как прошли встречи, что было сложно, что огорчило, что порадовало. Сопровождение пары — важный компонент нашей программы. Если ребёнок находится в учреждении, кураторы помогают наладить коммуникации с администрацией учреждения, воспитателями, если домашний — с родителями. В Твери для взрослых организуем офлайн-сессии, так называемые ресурсные группы.

От поступления заявки в наставники до знакомства с ребенком проходит не менее месяца. Волонтёры должны пройти строгие проверки. Если в общении что-то идет не так, пара может «закрыться» раньше года.

Здорово, если ребенок и наставник общаются и после завершения программы. Но жизненные обстоятельства вносят свои коррективы, есть пары, которые спустя год по разным причинам расходятся. Кто-то ставил цель и достиг ее, кто-то по личным причинам не сможет быть наставником дальше.

— Зоя, на Ваш взгляд, что движет людьми, кто хочет участвовать в судьбе чужого ему человека? И кто эти люди?

— Желание помочь детям и тем самым сделать мир лучше.

Порой мотивация может быть «меркантильной»: взрослый хочет помочь и при этом сам получить выгоду — научиться общаться с подростком. Это порой даже лучше, чем наставничество из альтруистических соображений. Наставник, который в своих представлениях об общении с ребенком не выстроил воздушных замков, будет воспринимать каждую ситуацию с холодной головой, а значит, и действовать более продуктивно и длительно.

Наши наставники — женщины и мужчины, многодетные матери и одиночки, студенты, люди, занимающиеся бизнесом…

В Москве откликов на наставничество больше, чем в Твери. Связываю это с тем, что в столице выше уровень жизни, и люди, у кого закрыты базовые физиологические потребности, потребность в защите и безопасности, видят в наставничестве возможность реализовать потребность в уважении, признании, самовыражении.

В столице волонтерство — это модно, и поэтому много обращений на спонтанных эмоциях. Зачастую из ста кандидатов наставниками становятся лишь десять. Привлекать к наставничеству в Твери мы начали с марта 2021 года.

— Сколько на сегодняшний день сложилось пар?

— На 16 марта — 15. До конца года планируем открыть ещё 25 пар.

Идеальный вариант — когда в листе ожидания наставников больше, чем детей, но, к сожалению, это сложнодостижимо.

Первоочередная задача взрослого — стать для ребенка значимым старшим другом, которому он доверяет.

Когда контакт налаживается, кураторы через пожелания опекунов, психологов или родителей, через выявление слабых сторон ребят помогают определить цели взаимодействия. Здесь могут быть и трудности социализации в быту, помощь в профориентации. Совместное решение тех или иных вопросов «старшим» и «младшим» очень помогает заполнить общение. Москва регулярно организует для пар варианты досуга: мастер-классы, посещение интересных мест, мероприятия образовательного характера. Надеемся, что скоро и пары тверского региона будут выбираться на мероприятия. Например, нас уже готовы принимать фитнес-клубы «Атлетик Джим» в Твери и «Первый» в Ржеве, но поездки были невозможны из-за пандемии.

— Кто может стать наставником для девочки или девушки, кто для мальчика или юноши?

— Мужчина может быть наставником только у мальчика. Женщина — и для девочки, и для мальчика. Если пара разнополая, разница в возрасте должна быть минимум 8 лет. Безопасность ребенка — важнейшая часть программы, ей также посвящены часы занятий. Незыблемое правило для наставника: в любой непонятной ситуации звоните куратору.

— Кандидаты берут на себя роль не опекуна, а наставника. Как разграничить эти, на первый взгляд, близкие понятия…

— Опекун выполняет функцию родителя, помогает в принятии решений, являясь непосредственным участником в их принятии. Наставник — это не родитель, не спонсор, не няня, он занимает позицию старшего брата или сестры, взрослого друга, способного помочь ребенку найти ответы на любые волнующие его вопросы. Участие в программе — это про дружбу, про общение, социализацию и расширение кругозора. При подборе пары программа наставничества не учитывает возможность дальнейшего устройства ребенка в семью волонтера. Опыт наставничества отличается от опыта приемного родительства.

Наставничество — ответственное мероприятие, многих это пугает, но если вы пойдете по этому пути, он превратится в дружбу.

— Зоя, как давно Вы помогаете людям? И почему выбрали для себя эту сферу деятельности?

— Мне нравится помогать людям и присущ своего рода синдром спасателя. Для меня важно понимать, что каждый день прожит не зря.

По образованию я — психолог. В сфере благотворительности с 2008 года, с 2010 года моя постоянная работа связана с проблемой сиротства. Начинала волонтёром, но скоро поняла: хочу помогать не от случая к случаю, а всё время, и делать это профессионально. На пару с подругой учредила небольшой фонд «В твоих руках» (Москва) и отработала там восемь лет, в том числе и в должности директора. Мы делали проекты для сирот и ребят из школ-интернатов, последние годы акцентировали внимание на профориентации и трудоустройстве. В 2017 году я запустила проект наставничества для детского дома в Калязине. Горжусь тем, что фонд, который мы создавали, продолжает развиваться и сейчас.

Из Москвы в Тверь переехала три года назад, в 2021-м стала работать в команде «Старшие Братья Старшие Сёстры», развиваю эту программу в Тверской области. Верю в проект наставничества, считаю его уникальной массовой программой индивидуального внимания детям.

Когда жила в Москве, принимала участие в похожей программе. Но в ней акцент был на «гостевом» режиме работы: оформляешь через опеку определенный документ и получаешь разрешение брать ребенка в гости. В свою семью взяли 13-летнюю девочку. Сейчас ей уже 23 года, мы по-прежнему общаемся, познакомились с ее молодым человеком и его родителями.

Опыт нашей программы наставничества показал: если ребенку уделять несколько часов в неделю, у него улучшается общее эмоциональное состояние, повышается уровень самооценки и мотивации, появляется уверенность в себе, он берет на себя инициативу в общении, уделяет большее внимание учебе, интересуется происходящим вокруг. Ребенок ощущает свою нужность, и это делает его более жизнеспособным и сильным.

— Спасибо за беседу. Как можно связаться с вами?

— Скоро будет единый номер для связи, пока вся информация о нас — в интернете.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

В ЧЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА

20 марта отмечали профессиональный праздник все те, кто связан с жилищно-коммунальной сферой и бытовым обслуживанием населения.

ПОГИБ В 19 ЛЕТ

В ходе двухдневной экспедиции поисковых отрядов «Пионер» и «Витязь» обнаружены останки восьми погибших красноармейцев недалеко от поселка Победа Ржевского района. Здесь поисковый десант высаживался уже более двадцати раз.

СЛУЖИТЬ РОССИИ СУЖДЕНО ТЕБЕ И МНЕ

«Служить России, удивительной стране!» — строки из гимна юнармейцев звучали 20 марта на Соборной горе у обелиска не просто так: здесь проходило посвящение ржевских школьников в ряды Юнармии.

ПРИЁМ ПО ЖИЛИЩНЫМ ВОПРОСАМ

15 марта глава Ржева Роман Крылов провел очередной прием по личным вопросам. Вместо слова «личным» в данном случае вполне можно употребить «жилищным», потому что подавляющее большинство обратившихся пришли в администрацию к главе именно с этой проблемой.