БАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОЗЕРОВЫХ

Чету Озеровых — Марию Васильевну и Виктора Александровича — знают многие ржевитяне как блестящих спортивных тренеров в прошлом. А в настоящем? Известно ли вам, что сейчас эта замечательная пара — постоянные участники балов не только в Ржеве, но и в других городах нашей страны?

Естественно, первый вопрос к Марии Васильевне такой: как именно в их с супругом жизни появились исторические бальные танцы?

— Мы долгий период были связаны со спортом, все время работали вместе, много было движения, — рассказывает Мария Озерова. — Поэтому когда оба вышли на пенсию, поняли, что нам надо что-то делать, чтобы не пропала общность интересов. Ведь на заслуженном отдыхе это общение практически свелось к нулю. У мужа хлопоты по дому, у меня — по работе. Живем под одной крышей, но нет точек соприкосновения друг с другом. Ведь чаще всего в семьях так и происходит, поэтому очень важно, чтобы мы могли со своими вторыми половинками не только жить рядом, но и взаимодействовать. И мы начали искать общее для двоих дело, чтобы было о чем говорить, чем заниматься вместе.

На наше счастье, ко мне в магазин пришла преподаватель духовно-эстетического центра «Созвездие» Олеся Лушина и попросила спонсорской помощи в устройстве бала, а также пригласила принять в нем участие. Так семь лет назад совершенно случайно мы с супругом впервые оказались на балу. И когда увидели эту красоту, были просто очарованы волшебной атмосферой, царившей в зале! Это было столь необычно и притягательно! Мне же как женщине очень хотелось воплотить свою мечту — станцевать в красивом платье с красивой прической на балу, как Золушка. Вот тогда было принято решение заниматься у Олеси Лушиной историческим бальным танцем. К тому времени в «Созвездии» уже занималась целая группа взрослых людей.

Олеся — замечательный хореограф, у нее прекрасная профессиональная подготовка, хореография на высочайшем уровне. Танец настолько увлек нас, что в организации следующего бала мы уже помогали всем, чем могли, и участвовали в нём.

Когда желаешь чего-то всем сердцем, жизнь сама подкидывает информацию, возможности и счастливые обстоятельства. Так произошло и с Озеровыми. В интернете Мария Васильевна наткнулась на сайт kogda-bal.ru с расписанием балов по всей России. Из него узнала, что на Поклонной горе в Москве регулярно проходит бал. Озеровы решили съездить. Во-первых, хотелось побывать в знаковом месте, а во-вторых, посетить бал столичного масштаба.

Удивлению и восхищению не было предела! 200 пар танцуют в центральном зале на Поклонной горе, а участникам за 50 лет, молодежи было совсем немного. Оказывается, Москва историческими бальными танцами занимается уже более 20 лет! Это отдельное направление танца — адаптированное под взрослых людей, все движения разработаны с учетом физиологии людей среднего и пожилого возраста. И даже выпущен целый сборник исторических бальных танцев. Сейчас, куда бы вы ни приехали — в Калугу, Тулу, Москву, Нижний Новгород, Тверь или Петербург — на исторических балах танцуют одни и те же танцы по одной и той же программе.

— Теперь мы приезжаем на любой бал и чувствуем себя совершенно среди своих. Встаем в круг и танцуем все танцы. Это настолько здорово, когда ты ощущаешь себя частью огромного бального движения, — делится впечатлениями моя собеседница. — Тогда на Поклонной горе мы с супругом танцевали всего три танца, потому что больше не знали. Но после этих трех танцев у нас всю ночь сводило ноги — сказывалось внутреннее напряжение, волнение, отсутствие подготовки. А ведь на балах танцуют 30-40 танцев в течение трёх часов! И когда мы это увидели, а главное, прочувствовали на себе, мой муж-спортсмен сказал: «Нам есть куда стремиться, это хорошая физическая нагрузка, и я буду с тобой ходить на занятия». До этого, если честно, Виктор Александрович скептически относился к танцам. Но когда побывал на московском балу, все сомнения отпали.

Чем занятия историческим бальным танцем отличаются от спортивного танца, от любой другой хореографии? В первую очередь тем, что на балу нет соревновательного момента. Это очень важно, ведь состязаться в нашем возрасте, превозмогая себя, выдавать максимум на пределе возможностей, тяжело. На балах же никто не смотрит за тем, как ты танцуешь, ты смотришь только за собой. Никто на балу не сделает тебе замечание ни по поводу твоих способностей, ни по поводу твоих костюмов. Никто тебя не осудит, если ты что-то сделаешь не так. Атмосфера доброжелательная. Здорово, когда ты делаешь красивые движения, но если не очень получается — тоже ничего страшного. Бывали случаи, когда на бал приходили мужчины даже после парализации, и танцевали!

Бал — это еще и атмосфера радости и прекрасного настроения. Представьте себе: обычные люди, у каждого свои проблемы, заботы, болячки. Пришли на бал, надели красивые наряды, улыбнулись, выпрямили спины и на целых три часа стали совершенно другими людьми, у которых ничего не болит, у которых все прекрасно. Мы улыбаемся, раскланиваемся, говорим комплименты. И даже если на балу совсем нет знакомых, очень быстро заводишь знакомства, и такое приподнятое настроение, словно весь вечер провел с добрыми друзьями, словно ты пребываешь в волшебной светлой сказке. Мы часто ездим в другие города на балы. Нам интересно посмотреть Россию, так как в молодости ничего не видели, кроме спорта и лыжни. В Санкт-Петербург ездим уже четвертый год подряд на бал в Николаевском дворце.

Необыкновенное чувство — ощущение пьянящего послевкусия после бала, когда ты уже дома вместе с мужем обсуждаешь, вспоминаешь подробности, делишься впечатлениями — это дорогого стоит. Приподнятое настроение, заряд бодрости — все это для нас стало стимулом. Ведь мы общаемся при подготовке к балу, обсуждаем костюмы, разучиваем танцы, планируем поездку, и затем ощущение праздника после бала остается в тебе еще несколько недель. Особенно, когда все получилось, когда знаешь много танцев.

На балу вы выступаете сразу в нескольких ролях: вы хореограф и костюмер; вы психолог, потому что на балу вы должны улыбаться, говорить комплименты и получить кучу комплиментов; вы актер, потому что все свои плохие ощущения и переживания надо оставить за порогом и, как актер на сцену, принести только хорошее настроение и улыбку, чтобы окружающие вас люди тоже получили хорошие эмоции. И вот эта масса ролей, которые вы играете на балу, настолько преображает, дает заряд вашему внутреннему духовному миру, дает возможность почувствовать себя немного другими, преобразившимися, с горящими глазами, с прямой осанкой. Это игра не на сцене, она не для оценки, она для вас лично. Бал — это не сцена. Там более что на многие балы зрителей вообще не пускают.

Бал — это, конечно же, красивые костюмы и платья. Мария Васильевна говорит, что надеть красивое бальное платье мечтала всю жизнь. И когда получила возможность показать свое первое бальное платье, это был восторг. Она шьет сама, поэтому практически все ее бальные наряды — произведения собственных рук. Но пошив бальных платьев — это не работа, а удовольствие.

У Виктора Александровича тоже великолепные костюмы. Самый шикарный — мундир адмирала Федора Ушакова. Почему именно он взят за основу? Когда Озеровы бывали на балах в обеих столицах, часто видели кавалеров в мундирах французской армии. А почему нет русских мундиров? Гусарские не в счет, они присутствуют на балах, но подходят больше для молодых людей.

И когда Озеровы задумались о том, какой бы мундир сшить для бала, решили, что это будет именно адмиральский мундир нашего прославленного морского полководца Ушакова. Костюм Виктора Александровича — это точная реконструкция мундира, а не стилистика, его сшили на заказ в Минске, погоны же изготавливали в Москве.

За семь лет бальной истории Озеровых скопилась целая коллекция бальных платьев и костюмов. Ведь ежегодно семейная пара участвует в 7-9 балах. После несложных подсчетов я задумалась о размерах гардеробной, способной разместить все это количество нарядов. На что Мария Васильевна ответила: такое количество платьев не у всех, это лишь её желание иметь столько нарядов, ведь мечтала об этом всю жизнь. Большинство женщин посещает балы в одном и том же платье по много раз, и ничего в этом зазорного нет, никто не осудит. Есть хитрость, чтобы каждый раз выглядеть иначе: на платье пришиваются ленточки, цветы, можно нашить на юбку накидку — вот тебе и обнова. Есть основа, остальное — фантазия и дополнения, меняющие фасон до неузнаваемости. Часто в Москве проводятся тематические цветные балы. Поэтому фурнитура и отделка вам в помощь, и всегда к балу новый наряд. Уникальное — русское боярское платье, единственное из всех, что в гардеробе Марии Озеровой не подлежит переделке и дополнениям. Оно стилизовано под платья последнего бала Русской империи 1903 года, над ним Мария Васильевна трудилась очень долго и кропотливо.

— Атмосфера праздника на балу — это тоже очень важно, — продолжает Мария Озерова. — Когда в стране проблемы, у тебя проблемы, всё вокруг плохо и тяжело, необходимо найти возможность получить маленькую радость и суметь доставить радость окружающим людям. Ведь если каждый на своем месте чуть добавит в мир красоты, наша жизнь станет намного радостней.

Когда мне говорят, что танцевать на балах сейчас, в такое тяжелое время, недопустимо, я привожу пример: мама моего мужа была вдовой солдата, жилось им нелегко после войны. Как и её соседкам — в большинстве своем вдовам. Работали тяжело, в стране разруха. Но каждый вечер они выходили на завалинку у дома и под гармошку пели и плясали. И делали это так самозабвенно, словно всю свою боль изживали в этом веселье. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» И наши ребята сражаются на фронте не для того, чтобы мы тут рыдали и надевали черные платки раньше времени, а для того, чтобы жили, работали, любили. И пока мы живы, все будет у нас хорошо. Мы здесь должны своими действиями утверждать жизнь, а не зарываться в нору и привыкать к земле.

У Марии Васильевны есть мечта: провести в Ржеве городской бал, в котором смогут принять участие все без исключения люди — и молодежь, и взрослые, а не только школьники или участники общества исторического бального танца. Ведь многие, прочитав в соцсетях или газете информацию о проведении бала, с сожалением думают, что это им недоступно. Ничего подобного — каждый может прийти на бал, чтобы танцевать. Как когда-то Озеровы, совершенно случайно. Ведь исторический бальный танец — лучшая альтернатива телевизору и дивану.

— Многих дам останавливает нежелание партнера сопровождать их на занятия танцами, на бал. Хочу вам сказать: главное в партнере — чтобы он был рядом и красиво подал вам руку. Остальное приложится, — объясняет Мария Васильевна. — У многих мужчин, которые категорически отказывались танцевать, по их словам, танцы начались с малого — с первого шага, который необходимо сделать.

Наша группа танцоров — семь пар, которые давно занимаются историческими бальными танцами, все взрослые люди. Мы очень хотим, чтобы к нам в коллектив пришли еще пары. Сейчас в силу обстоятельств мы перебазировались из «Созвездия» во Дворец культуры, занятия ведет хореограф Алексей Артемьев. Олесе Сергеевне мы очень благодарны за то, что столько лет с нами занималась. Но у неё огромная нагрузка, много учеников. Кроме того, в «Созвездии» небольшой зал, который для занятий 9-10 пар уже маловат.

Хочу обратиться к ржевитянам: хватит сидеть по домам, в зрелом возрасте жизнь не останавливается, всем, кто хочет наладить общение со своей второй половиной или расширить свой круг приятного общения, добро пожаловать к нам, танцевать. Занятия проходят два раза в неделю: в среду 19:00-20:00, в субботу 18:00-19:00 во Дворце культуры.

Впереди весна, и клуб исторического бального танца планирует провести 22 апреля городской весенний бал для тех, кто хотел бы приобщиться к прекрасному искусству. Предварительно пройдут несколько бесплатных мастер-классов. Приходите, посмотрите, попробуйте. Если у вас есть желание танцевать, если остались вопросы, можно позвонить Марии  Озеровой: 8-905-601-87-15.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *