ПЕДАГОГ — НЕ ЗВАНИЕ, ПЕДАГОГ — ПРИЗВАНИЕ

Под таким девизом в рамках Года педагога и наставника в молодежном клубе «Сверстник» Центральной библиотеки им. А.Н. Островского состоялся диалог между учащимися средних школ №№ 7, 8, 9, их учителями и удивительно интересным человеком, нашим земляком, доктором философских наук, кандидатом педагогических наук, профессором Андреем Бакурадзе. Андрей Бондович, несмотря на огромную занятость, нашел время приехать из Москвы в родной Ржев, чтобы пообщаться с молодежью и её наставниками.

Чтобы перечислить все достижения Андрея Бондовича, ведущей      встречи Алле Дмитриевой потребовалось несколько минут. Судите сами: Андрей Бакурадзе — завкафедрой истории, философии и литературы и непрерывного казачьего образования Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, главный редактор журнала «Практика административной работы в школе», автор шести книг (ещё десять написаны в соавторстве), а также многочисленных научных и научно-методических работ, председатель жюри Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России».

Поблагодарив Аллу Германовну и библиотеку им. Островского за приглашение, Андрей Бондович рассказал о себе и своих наставниках, а также о том, как мечта помогает добиться успеха в жизни.

— Я долго не мог определиться, на кого пойти учиться после школы, — вспоминает
он. — В списке потенциальных профессий значились юрист и железнодорожник, историк и экономист, педагог и журналист. За несколько месяцев до окончания школы я выступил на заседании пленума горкома комсомола. (Практически всю свою комсомольскую юность Андрей «провел в секретарях» комитетов ВЛКСМ). После этого выступления ко мне подошел военком города подполковник Геннадий Михайлов, который долго агитировал меня поступать в военно-политическое училище. И в итоге сагитировал! Так случайная встреча круто изменила мою судьбу. Учиться было и сложно, и интересно. Как и в каждом военном вузе, приходилось совмещать учебу и воинскую службу: лекции чередовались с нарядами, семинары — с караулами, практические аудиторные занятия — с учениями… Это сподвигло ценить время, а главное — своих товарищей, которые всегда готовы подставить плечо.

Андрей Бакурадзе стал замполитом отдельной радиолокационной роты войск ПВО. Проводил политзанятия, культурно-массовые и спортивные мероприятия, беседы с личным составом, работал с семьями офицеров и прапорщиков.

Но в 90-х, после развала Союза, политработники в армии оказались «не у дел», и Андрей принял решение уволиться из рядов Вооруженных сил. Он вернулся в Ржев, в родную школу № 8, которую когда-то окончил с золотой медалью. Прошел курсы профессиональной переподготовки в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Учитель истории и обществознания, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе — вот вехи его профессионального пути в сфере среднего образования.

Будучи учителем истории, Андрей Бондович особое внимание уделял двум вещам: развитию интереса учеников к прошлому Отечества и формированию у них навыков анализа исторических событий. В старших классах активно использовал вузовские формы обучения: лекции, семинары, а также практические учебные исследования.

С ностальгией вспоминая годы работы в школе, Андрей Бондович поблагодарил своих коллег, которые присутствовали на встрече и, обращаясь к ребятам, отметил, что профессия учителя — особенная.

— Чтобы быть интересным, увлечь учеников, нужно не только хорошо знать свой предмет, но и быть разносторонне развитым человеком, иметь широкий кругозор, — подчеркнул Бакурадзе. — Надо быть креативным, даже в какой-то степени авантюристичным. И, главное, самому всегда учиться. Будьте активными по жизни! Совершенствуйте себя! — обратился он к ребятам.

Этому правилу Андрей Бакурадзе следует всю жизнь, пройдя путь от аспиранта до доктора наук.

Сегодня, как уже было сказано, профессор Бакурадзе заведует кафедрой истории, философии и литературы Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского и возглавляет федеральный журнал «Практика административной работы в школе».

Надо отметить, многие ребята с интересом изучали «Карту абитуриента», где с помощью таблиц и схем рассказано про МГУТУ им. К.Г. Разумовского — университет с многопрофильными образовательными программами, научно-исследовательским центром и активной внеучебной деятельностью. Экономика, управление персоналом, информатика и вычислительная техника, водные биоресурсы и аквакультура, пищевые технологии и биоинженерия, ландшафтная архитектура, психология, педагогика, графический дизайн и конструирование изделий легкой промышленности, реклама и связи с общественностью, юриспруденция — выбирай факультет по своему желанию и возможностям! Есть, кстати, много бюджетных мест.

Говоря о школе и педагогах, Андрей Бондович подчеркнул, что чаще надо показывать плюсы этой непростой профессии. А у нас школу больше ругают, показывают фильмы, где образ учителя искажен. И это неправильно.

— Считается, что учитель — женская профессия. — продолжил Андрей Бондович. — Но это не совсем так. Среди педагогов немало мужчин. И в женском коллективе их очень любят и ценят. Многие даже быстро директорами школ становятся. И если вам нравится работать с детьми, — Бакурадзе обратился к молодым людям, сидящим в зале, — идите в учителя!

Выслушав рассказ Андрея Бондовича о его жизненном пути, о профессии учителя и проблемах образования, ребята задавали вопросы. Надо сказать, такой активной молодежной аудитории я давно не видела. Школьников интересовало всё: про спорт и хобби, про путешествия и заветную мечту, про любимых литературных героев и счастье, про человека, которому благодарен по сей день.

Мы узнали, что профессор Бакурадзе в студенческих кругах имеет имидж педагога, который «весьма опасен» (что мало соответствует действительности), что он фанат хоккейной команды ЦСКА, любит плавать в бассейне и ходить в театры. Дом построил, дерево посадил, дочь вырастил (мечтает о внуке, а, может быть, и о сыне), обожает путешествия и роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Андрей Бондович посоветовал молодым людям обязательно прочесть романы Николая Островского «Как закалялась сталь» о дружбе, любви и преодолении себя, и Федора Достоевского «Преступление и наказание», чтобы научиться думать и мыслить. А ещё — хорошие стихи.

Говорили и о том, что никогда не надо бояться начать жизнь с чистого листа. Ведь чистый лист — это всегда возможность начать снова, и те ошибки, которые ты допустил ранее, исправить. Андрей Бондович отметил, что на становление его характера большое влияние оказали мама и отец, учителя и наставники и, конечно, коллеги из школы № 8. За что он им благодарен.

В завершение встречи Андрей Бакурадзе посоветовал молодым людям:

— Когда выбираете профессию, начинайте с мечты! Я хотел себя развить максимально, насколько позволяют мои способности. Думаю, достиг даже большего — стал доктором наук. Пусть у каждого будет мечта! Стремитесь её воплотить в жизнь! А когда это произойдет, мечтайте снова!

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *