В ГОСТЯХ У «СЛАВУТНИЦЫ»

Очелье, айшон, такья, ряска… Именно так в старину назывались женские головные уборы у разных народов нашей необъятной Руси. Оказывается, каблучок и сборник — не только обыденные вещи, к которым мы привыкли, но и уникальные красивейшие произведения народного творчества, способные обычную женщину превратить в красавицу. Однако обо всем по порядку.

Есть в поселке Есинка интересный музей народного творчества «Славутница», созданный в 2014 году. Расположен он в здании местного ДК. Несколько лет назад о нем и обереговых куклах подробно рассказывалось на страницах «Ржевских новостей». Сегодня в экспозиции музея, которая постоянно пополняется, более 200 экспонатов, сотворенных умелыми руками юных мастериц из творческой студии «Рукотворушки». Под чутким руководством преподавателя Елены Румянцевой за последние полтора года ребята смастерили русскую печку (почти как настоящую!) и несколько новых обереговых кукол («Филипповку», «Рожаницу», «7 добродетелей», «Мамушку», «Успешницу» и другие).

По мнению Елены Владимировны, в процессе создания обереговых и обрядовых кукол дети учатся подбору и сочетанию цветов, правильному расположению декоративных элементов на костюме куклы, умению творчески мыслить. Развиваются воображение, усидчивость. Творческая работа прививает любовь к русской истории, к старинным костюмам и обрядам, воспитывает патриотизм.

И это, несомненно, очень важно. Особенно в наше непростое время. Дети должны знать свои корни. Ведь без прошлого, как известно, нет будущего.

Узнать о самобытных традициях разных народов, населяющих нашу большую страну, помогут и народные костюмы, которые видим в самом музее и фойе есинского клуба.

Здесь праздничный костюм удмуртской замужней женщины в национальном нагруднике (мусарезь), переднике (азькышет) и головном уборе (айшон), и костюм удмуртской девочки с такьей (головной убор).

С интересом рассматриваем костюм замужней женщины Тверской губернии XIX века с обязательными элементами — воротушкой (рубаха с широким рукавом), повойником (головной убор) и ферязью (распашной косоклинный сарафан с ластовицами).

— Все работы создавались максимально приближенными к оригиналу, — рассказывает Елена Владимировна. — Крой, элементы, ткань… Каждый костюм — это результат работы всего творческого коллектива. (Непосредственно пошивом костюмов занимается Ирина Аванесова. Украшения и головные уборы создают Елена Румянцева и Полина Литовкина).

Русские, молдавские, еврейские, чукотские, цыганские, а также испанские, индийские…

— Изначально народные костюмы создавались для хореографических коллективов. Затем возникла идея создания обрядовых костюмов, а также уникальных, отражающих
определенную эпоху, местоположение, статус (семейное или социальное положение), — поясняет Елена Владимировна. — Так, например, появился парадный костюм богатой ржевитянки XIX века, о котором хочется рассказать подробнее.

Он — стилизованная копия костюма Марфы Венециановой, представительницы старинного ржевского рода Азарьевых, портрет которой написал ее муж, известный художник Алексей Венецианов в 1830 году. Картину можно увидеть в Третьяковской галерее. По мнению этнографов, этот костюм — самобытный и уникальный образец женского убранства. А головной убор — неповторимый, более нигде не встречающийся эталон женского украшения.

Отметим, что особая роль в женском одеянии всегда отводилась головному убору, который защищал женщину как продолжательницу рода. По головному убору можно было определить не только семейное положение женщины, но и местную принадлежность. Так, в Тверской губернии головные уборы называли «кика новгородская», а еще носили на голове каблучок или ряску ржевскую. В каблучок прятали волосы, лоб же покрывали красивой ажурной сеткой из речного жемчуга редкого цвета топленого молока или колотого перламутра, которая по-древнерусски называлась «рясно». Ржевские головные уборы в своем декоре отличались обильным использованием жемчуга, его в старинные времена добывали в Волге. Их стоимость была баснословной, но ржевские купчихи за ценой не стояли.

В ХVII-ХIХ веках в тверской местности, в частности в Ржевском уезде, наиболее встречающиеся элементы женского костюма — очень широкие рукава рубахи, широкие юбки или сарафаны и душегреи со сборами. Это был своеобразный эталон красоты женского костюма того времени.

Очень похожий костюм и ржевскую ряску можно увидеть и в Ржевском краеведческом музее. А в есинском музее народного творчества не пройдете мимо стилизованного костюма русской мастерицы-кукольницы, который выполнен в технике лоскутного шитья (квилтинг).

Отметим, что источником вдохновения всей этой красоты для есинских рукодельниц стали не только их неуемная фантазия и желание создавать что-то прекрасное, но и глубокие знания истории костюма.

Так, к примеру, в костюме замужней женщины народов юга России обязательны два элемента: каблучок (о головном уборе сказано выше) и понева — юбка, что надевали поверх платья. А сибирские чалдоны носили… сборник на голове, у народов русского севера это было очелье. Вот такие поэтичные названия необычных предметов в традициях народов России.

Стоит сказать, что на яркую и богато украшенную одежду сибирских женщин обращали внимание путешественники-исследователи. Большинство из них отмечали необычную для Сибири пышность и нарядность женской одежды, особенно выделялись головные уборы: повойник, чехлик, капорик, шамшура. Из глубокой древности пришли к нам и кокошники. (Кокошником называли курицу).

Красивейшие кокошники представлены в экспозиции музея «Славутница». Кокошник состоял из двух частей — сам убор в виде короны и позатыльник в виде шапочки, к которой крепится прямо-угольная сетка, чтобы закрыть голову и шею. В старину кокошник расшивался золотом и бисером в виде сложного орнамента.

Но был еще один головной убор для девушек, который называли «красота». Это девичья повязка, единственный головной убор, из-под которого видны волосы. Замужняя женщина волосы прятала.

Все народные костюмы из Есинки постоянно задействованы во всевозможных вы-ставках, фотозонах, праздничных мероприятиях местного, районного и городского значения. Их можно увидеть в День русской деревни и в День города, на «Ржевских гостеваниях» и Масленице. На областном фестивале «Подиум», который проходил два года назад, есинские искусницы стали лауреатами 3-й степени.

На многих заочных всероссийских и международных конкурсах и фестивалях наши мастерицы не раз становились дипломантами и лауреатами.

Эту красоту можно рассматривать очень долго, восхищаясь, удивляясь полету фантазии мастериц, преклоняясь перед их безграничным талантом создавать прекрасное.

Остается добавить, что по предварительной записи в музее «Славутница» проводятся экскурсии для взрослых и детей (телефон: 8-915-745-98-38).

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *