Архивы за День: 25.06.2024

Ольга Васильевна ФЁДОРОВА, заведующая МДОУ «Детский сад № 1»: К КАЖДОМУ РЕБЁНКУ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

— Ольга Васильевна, расскажите об истории вашего сада и о его жизни сегодня.

— Наш детский сад открылся в мае 1936 года и стал первым дошкольным учреждением в Ржеве. Это кирпичное двухэтажное здание, которое строи-лось по проекту того времени, остается крепким и сейчас, с толстыми стенами, в нем зимой очень тепло, а летом комфортно. По истории нашего детского сада можно отследить становление дошкольного образования в нашем городе и в России.

Детский сад стоит на высоком Волжском берегу вдали от дорог, шума, промышленных предприятий, что дополняет условия для спокойного пребывания наших воспитанников.

Более 20 лет в детском саду работают две логопедические группы. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чаще всего это именно речевые нарушения разной степени сложности. Многие дети с речевыми нарушениями часто сталкиваются с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Если проще — ребенку сложнее ответить на вопрос, даже если знает ответ. Такие дети испытывают трудности с публичными выступлениями (детские праздники, конкурсы), демонстрируя более низкий уровень развития, чем он есть на самом деле, у них сложнее выстраиваются коммуникации. Разумеется, это не может не беспокоить и заставляет искать какие-то новые подходы к таким детям, чтобы помочь обеспечить комфортность их пребывания в социуме. В этом и состоит понятие инклюзии — реального включения в активную жизнь социума людей, имеющих какие-то трудности.

— Недавно были подведены итоги регионального этапа конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», где ваш детский сад занял третье место. Расскажите немного подробнее о конкурсе.

— Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» проводится с 2013 года, но мы приняли в нем участие впервые. Конкурс проводится в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении практик инклюзивного образования, распространения позитивного опыта и трансляции инклюзивных технологий.

Конкурс включает два этапа: региональный и федеральный. Региональным оператором является Тверской областной институт усовершенствования учителей. В номинации конкурса «Лучший инклюзивный детский сад» принимают участие дошкольные образовательные организации, которые реализуют наравне с обычными также адаптированные образовательные программы дошкольного образования и используют в своей практике инклюзивные подходы в обучении и развитии воспитанников с ОВЗ, с инвалидностью. Жюри оценивает участников с точки зрения обеспечения доступной архитектурной образовательной среды, оснащение специальными средствами обучения и воспитания, а также опыта, наличие программ (подраздела в программе) развития инклюзивной образовательной среды, вариативность форматов инклюзивного образования и программ, наличие специалистов психолого-педагогического сопровождения в штате, а также описание успешного кейса инклюзивной практики или педагогической технологии.

Для участия в конкурсе мы предоставили анкету, презентацию и кейс инклюзивной практики «Логоритмика в работе с детьми-дошкольниками».

— И стали одними из лучших в регионе! Какие факторы, на Ваш взгляд, способствовали успеху вашего детского сада на конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России-2024»?

— Наш коллектив — это сообщество профессионалов, неравнодушных людей, отвечающих за каждый отработанный день с детьми. В своей работе мы стараемся использовать индивидуальный подход, учитывающий индивидуальные надобности каждого ребенка, создание условий для самостоятельной инициативности воспитанников, активного включения в образовательный процесс всех участников — и детей, и педагогов, и родителей. Мы чередуем и комбинируем методы воспитания и обучения, ставим во главу угла партнерское взаимодействие с семьей.

— Конкретно, какие практики и подходы используются в детском саду для обеспечения равных возможностей всех детей?

— Нашими педагогами разработаны технологии «Развитие связной речи старших дошкольников с применением мнемотехники», «Влияние межполушарных связей на речевое развитие детей» (автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории Т. Воскресенская), «Логоритмика — как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников», «Организация сюжетно-ролевых игр в совместной деятельности с детьми с речевой патологией старшего дошкольного возраста», «Дидактический материал для логопедического обследования детей
с речевыми нарушениями (учитель-логопед Т. Рогова). Я могу много перечислять технологий, разработанных нашими педагогами. Главное, что все они отвечают непременному принципу нашей работы с детьми: это игровая деятельность. Воспитанники даже не подозревают, что играя, проживая счастливое детство, они получают максимум развития и социализации.

— Какова роль педагогов и специалистов детского сада в создании инклюзивной среды?

— Для достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ограниченными возможностями здоровья мало лишь зачислить ребенка в учреждение, необходимо создать специальные условия. Главные задачи педагогов включают: всестороннюю оценку способностей и трудностей ребёнка для создания индивидуального плана обучения и персональной программы, учёт индивидуальных нужд при планировании образовательного процесса, организацию совместной активности детей в рамках группы. В создании инклюзивной среды в детском саду принимает участие весь коллектив, ведь все, кто окружает ребенка, от педагогов до обслуживающего персонала, имеют очень большое значение. Конечно ведущую, направляющую роль играют учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель. Их взаимодействие является важным для развития ребенка.

— С какими вызовами вы сталкиваетесь при внедрении инклюзивных практик и как они преодолеваются?

— Дошкольный возраст — это период, когда психические функции наиболее восприимчивы к коррекции. Поэтому дошкольное инклюзивное образование считается важнейшим этапом в развитии детей и устранении их проблем. Мы тщательно анализируем материалы, используемые в работе с детьми, и внедряем инклюзивные практики. Наши педагоги регулярно повышают квалификацию, посещают вебинары и находят новые методы работы. Ржевское методическое объединение логопедов помогает проводить конкурсы материалов для работы и обсуждать опыт коллег. Это повышает качество работы с детьми и улучшает условия их пребывания в детском саду.

— Какие изменения в образовательной системе сегодня происходят для более широкого внедрения инклюзивного образования?

— Министерство просвещения Российской Федерации занимается защитой прав учащихся с особыми образовательными потребностями, поддержкой коррекционных школ и созданием инклюзивной образовательной среды в школах и детских садах. В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в более чем половине коррекционных школ (около 900 организаций) пройдет модернизация инфраструктуры. В частности, будут оснащены кабинеты специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, помещения для организации качественного доступного образования. Модернизация затронет и инфраструктуру дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями, создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. В 2024 году программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, будет охвачено до 70 процентов детей с ОВЗ.

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.

— Какие достижения в области инклюзивного образования Вы считаете наиболее значимыми для вашего детского сада?

— Наши достижения мы видим ежегодно, наши адаптированные программы успешно работают, 99 процентов наших воспитанников обучаются успешно в общеобразовательных школах города. Наши дети участвуют в различных городских, региональных, международных конкурсах. Занимают почетные места, много победителей. В каждом из них мы находим то направление, через которое идет общее развитие в целом. Буквально на днях наша воспитанница стала финалисткой межрегионального конкурса «Читаем вместе-2024» и была награждена в Берново Старицкого округа на площадке «Арт-Пушкин». Я могу долго говорить о наших ребятах: они все уникальны, они талантливы, надо только увидеть, в какой области они доминируют, это и будет главным стержнем их развития в целом.

— Ольга Васильевна, Вы упомянули важность сотрудничества с родителями. Давайте расскажем об этом подробнее.

— Родители, их мнение и желание обучать своего ребенка, играют большую роль. Для этого в детском саду работает родительский клуб «Успешный родитель», проводим совместные праздники, спортивные мероприятия, дни открытых дверей, консультации, семинары-практикумы, индивидуальные беседы. На сайте детского сада и очно работает консультативный пункт, освещение жизни детского сада на сайте, «ВКонтакте», в «Сферуме». Наши дети участвуют в праздниках микрорайона, выступают на сцене Центра культуры и искусства «Текстильщик».

— Какие программы и проекты планируете реализовать в будущем?

— Хочется, чтобы помощь получали еще больше детей, поэтому мечтаем об открытии еще одной группы для детей с различными проблемами в развитии. Мы готовы, у нас достаточный опыт и желание. В этом году учитель-логопед получает еще и образование дефектолога, чтобы расширить границы помощи детям. В инклюзивном образовании технологии, формы, методы «подстраиваются» конкретно под каждого ребенка. Готовы разрабатывать различные практики индивидуально. Главное наше счастье — когда дети с нашей помощью идут в школу, подготовленные к дальнейшему обучению, и без проблем вливаются в школьную жизнь и чувствуют себя комфортно, хорошо учатся и достигают больших успехов.

— Какие советы Вы могли бы дать другим учреждениям, желающим улучшить свою практику инклюзивного образования?

— Педагог является ведущим звеном в системе инклюзивного образования, он создаёт моральную и материальную среду, которая приспособлена к особенностям детей. От отношения и компетентности педагога во многом зависит инклюзивная культура образовательной организации. Желаю коллегам активнее участвовать в различных конкурсах, мероприятиях по обмену опытом работы. Всё это обогащает наши знания, расширяет возможности и улучшает пребывание и развитие наших воспитанников, которым нужна профессиональная помощь.

Беседовала Мария СЕДОВА

ОБ ИНВЕСТОРАХ, ДОРОГАХ И РЕМОНТАХ

11 июня в зале Дворца культуры Ржева состоялся ежегодный отчёт главы Ржевского муниципального округа. По традиции на значимое мероприятие были приглашены руководители предприятий, организаций, учреждений города и села, актив и общественность округа.

Непосредственно сам отчет о том, как прожил Ржевский муниципальный округ 2023 год, мы уже опубликовали. Здесь же приведем вопросы от населения, поступившие главе Роману Крылову. Задать их можно было, отсканировав QR-код
в буклете, которые раздавали перед началом мероприятия. Все обращения граждан аккумулировались в специальном приложении. Часть из них была озвучена в течение отведенного организаторами мероприятия получаса.

С ПРАЗДНИКОМ, СТРАНА!

12 июня, в День России, в Ржевском муниципальном округе прошло много интересных мероприятий. Это и спортивные состязания на стадионе «Горизонт», и выступления солистов и творческих коллективов ГДК на мемориале Советскому солдату, и концерт духового оркестра в парке Грацинского. Но основные торжества состоялись на главной площади города.

ПАПА, НЕ БЕЙ!

Безусловно, большинство родителей любят своих детей. Но любовь может проявляться по-разному. Идеальный вариант — когда находишь взаимопонимание с ребёнком. Тогда нет необходимости стимулировать послушание сына или дочери посулами (получишь в четверти пятёрку по математике — куплю новый телефон) или наказаниями (получил двойку по истории — без компьютера на две недели).

«МОЛИТЕ БОГА, ЧТОБЫ ПРИШЁЛ Я ДОМОЙ»

Письма с фронта — документальные свидетели войны. Простые, бесхитростные строки, полные любви к жизни, они напоминают нам о том, что нельзя забывать в суете повседневных буден. Письма с фронта — живые строки войны, это голос издалека, голос, который отзывается в наших сердцах. Выцвели чернила, истерлась бумага, но и в таком состоянии фронтовые письма — документ огромной силы.