Да здравствуют мужчины

Так называется выставка графики и живописи Заслуженного художника России, Почетного работника культуры и искусства Тверской области Виктории Воеводиной. Открытие выставки состоялось в преддверии Дня защитника Отечества — 12 февраля в клубе «Текстильщик».

В только что отремонтированном, сияющем свежими красками просторном зале клуба на 1 и 2 этажах разместилась эта очень интересная экспозиция картин тверской художницы, имя которой давно знакомо ржевитянам. Ранее персональная выставка Виктории Воеводиной с успехом проходила в Ржеве в 2004 году.

Виктория Воеводина родилась в городе Давлеканово (Башкирия) в 1941 году. В 1964 с отличием защитила диплом на живописно-педагогическом отделении Рязанского художественного училища, в 1970-м окончила Московский полиграфический институт (графический факультет). В Твери живет и работает с 1972 года.

Участница ряда крупных всероссийских, республиканских, региональных выставок, межрегиональной выставки «Золотое кольцо России» в Российской Академии художеств.

За работу в книжной графике отмечена дипломом лауреата областной литературной премии имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оформляла спектакли Тверского областного театра кукол. С 1974 года по настоящее время преподает в Тверском художественном училище имени А.Г. Венецианова.

Дочери Ирина Махова и Юлия Ананьева и внучка Александра Засядько тоже художники.

Виктория Иосифовна награждена медалью Министерства культуры РФ и Академии художеств. Имеет большое количество медалей, дипломов, грамот и благодарностей разного уровня.

Виктория Воеводина — художник-график, работает в техниках офорта, монотипии, рисунка, акварели. Даже при беглом знакомстве с работами понимаешь, как внимательно вглядывается художник в лица, за внешним пытается увидеть скрытое, тайное. Об этом художница говорит в своем творческом кредо: «Моя задача как художника: показать значительность, самоценность внутренней жизни человека, какой бы трагичной и дисгармоничной она ни была».

Зрителей наверняка привлекут картины из серии «Гении XX века» — о выдающихся людях, без которых мы сегодня уже не мыслим историю литературы, живописи, кинематографа, театра. В этих полотнах словно затаилась грусть. Рано ушедший из жизни великий Пушкин («Судьба гения»), гениальный «Художник Павел Филонов», который продолжал рисовать, несмотря ни на какие тяготы. Он спал на железной кровати, ему давали 100 граммов хлеба, но он был доволен и этим, и каждый сантиметр своей картины выписывал мозаичной живописью… «Гений Кокто», «Гений Бакст», «Анна Ахматова», «Непревзойденный Чарли» — во всех великолепных произведениях прочитываются невеселые размышления и даже боль. Боль, которую художник пропускает через свое сердце. «Как нужна для жемчужины полная тьма, так страданья нужны для души и ума», — сказал Омар Хайям. И через этот нерв Виктория Иосифовна передает любую тему. Например, диптих «Мой отец и я», который родился совсем неожиданно. Однажды у цирка Виктория Иосифовна увидела мужчину, просившего милостыню, прилично одетого, красивого. Внешне благополучная среда и несчастные люди, оказавшиеся волею судеб за бортом — этот контраст настолько поразил художницу, что она, придя в мастерскую, разложила на полу большие листы, надела огромные сапоги и стала отпечатывать их следы на бумаге разными красками. Из пяти листов сделала два. На одном мы видим фигуры мужчины и мальчика, который, возможно, повторит несчастную судьбу своего отца, а на втором — уходящий на костылях ребенок. И следы, следы, следы как символ растоптанной души. Или, быть может, они показывают нам, сколько путей-дорог пройдено нашими героями в поисках лучшей доли.

Словно старинная икона смотрит на нас полотно «Большая семья». Это собирательный образ родственников художницы, которая здесь еще совсем маленькая на руках у своей матери. Искусственно состаренный оргалит, темные тона, неясные очертания лиц, неровные края картины, будто опаленные войной, вновь наводят на грустные размышления.

Гимном любви я бы назвала две картины Виктории Воеводиной, которые неслучайно в зале расположены рядом. Солнечная «Люблю Виточку!» и трагичная «Без Володи»… Двое в лодке, их нежные объятья, море солнца, счастья и тепла — на первом полотне. А второе написано тогда, когда любимого уже не стало. Одинокая женщина на островке бабьего горя… Боль, страдания и много черной краски. Муж Виктории Иосифовны, Владимир Воеводин, с которым она была знакома еще со школьных лет и прожила долго и счастливо в браке, трагически погиб больше 10 лет назад.

Виктория Иосифовна — художник, постоянно ищущий новые творческие способы и методы самовыражения. Она никогда не останавливается на достигнутом. И несмотря на все перипетии судьбы, человек очень жизнерадостный, позитивный, что отражается в картинах. Поэтому ее работы так интересно подолгу, внимательно рассматривать, каждый раз находя и открывая для себя что-то необычное. Практически все представленные на выставке картины выполнены в смешанной технике. Это, например, коллаж, где использованы газеты, цветные наклейки и даже обрывки денежных купюр. Удивительные работы из цикла «Ах, женщина!», больше похожие на продуманную аппликацию, разместились на втором этаже клуба. И в шутку, и всерьез в них повествуется о том, что рядом с настоящим мужчиной всегда любящая и любимая женщина, которую носят на руках или на плечах (это кому как повезет). И этот гармоничный союз, по мнению Воеводиной, возможен лишь тогда, когда у него и у нее один позвоночник — одна опора на двоих («Ноша III»). Действительно, нужно быть гибким, лояльным друг к другу, чтобы семья устояла и удержала равновесие среди бури бытовых проблем и неурядиц.

Нельзя пройти мимо «Сапожника — дамского угодника». Когда работа в радость — и жизнь в удовольствие — буквально написано на лице этого грузного молодого мужчины, отдыхающего после праведных трудов. Сапожных дел мастер весьма доволен результатами своих трудов и, естественно, собою. Отремонтированная обувка красуется на самом почетном месте. Чувствуется, заказчицы будут рады, и, скорее всего, к уже имеющейся коллекции, на футболке дамского угодника появится еще одно женское имя.

Очень поэтична и новая работа Виктории Воеводиной «Укромнейшие тайны воспевая», напоминающая мозаичное полотно. Кстати, ржевитяне стали первыми зрителями этой интересной картины, на которой мы видим обнаженную женщину. Возможно, именно так художник-мужчина представляет свою музу.

Глубокий смысл несет в себе большая картина «Мамина машинка», которая одиноко стоит на фоне огромной серой стены. Стена — это образ времени, нелегкого, трагичного, которое пережила мама Виктории Иосифовны, и печаль от того, что ее нет сегодня рядом. Единственное яркое пятно на холсте — красная нитка. Это прервавшаяся жизнь мамы.

Стоит отметить, что в каждой картине (будь то бытовые предметы или бытовые темы) содержатся глубокие философские рассуждения.

Сочные, ослепительно яркие краски будят воображение зрителя, когда смотришь на аппетитную «Тыкву-солнце». Сразу представляешь волшебную карету, на которой Золушка спешит на бал. Похожи на забавных живых человечков «Шаловливые морковки» и «Золотые луковицы». Шикарные изумрудные «Капустные крылья» расскажут нам уже другую интересную историю, а, возможно, кто-то скажет: «И я такую красавицу вырастил на даче».

Охраняет покой и мир этого сказочно-женского царства «Смешной полицейский из Милана». Страж порядка, хитро прищурив глаза, зорко следит за всем, что происходит здесь, на втором этаже клуба «Текстильщик».

На выставке много уникальных работ, каждая из которых — поэма, романтическая, фантастическая или реалистическая. Будь то «Бегущие острова» и «Плавающая прачечная» — колоссальный труд, созданный с помощью туши, пера и чувства юмора художницы. Или серия мужских портретов — собирательный образ сильной половины человечества. Разные, но такие живые лица: серьезные и веселые, испепеляющие пронзительным взглядом и обжигающие ледяным холодом, добродушные и искренние (циклы «Мужской взгляд» и «Мои любимые натурщики»).

Об Иосифе Бродском и Андре Дереке, о первооткрывателях Камчатки, и многом-многом другом расскажет эта выставка, если вы поспешите в клуб «Текстильщик», или, как его теперь называют, Центр культуры и искусства на Ральфе. Выставка работает до 15 апреля.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото

Владимира КУТУЗОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *