Архивы за День: 31.05.2022

Татьяна Юрьевна РОГОВА, логопед детского сада № 1 ОТСУТСТВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ОБЩЕНИЯ — ОДНА ИЗ ПРИЧИН РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

— Татьяна Юрьевна, отзывы об образовательном учреждении, где Вы работаете, самые положительные, родители хвалят коллектив, довольны работой логопедов-профессионалов. Во всех городских детских садах есть специалисты Вашего профиля?

— Добрые слова всегда приятны, спасибо. В садах отдаленных микрорайонов города (ральф, мебельный, кирпичный, пивзавод) есть логопедические группы, детские сады № 14 и 12 — речевые, во многих садах есть логопункты.

— Хорошо, когда логопед есть и в школе…

— Знаю, что в 1-й, 5-й, 12-й школах они работают, есть логопед и в Доме детского творчества, хорошие специалисты в детской поликлинике. У нас свое методическое объединение, сейчас им руководит Светлана Редькова, прежде его возглавляла Ирина Татаринова. В нашем городе довольно сильное логопедическое сообщество…

— И неплохой логопедический охват детских учреждений. Так было всегда?

— Логопедические группы начали открываться в Ржеве в начале 2000-х годов, до этого были только 14-й и 12-й логопедические сады. В том, что в нашем детском саду № 1 появились логопедические группы, большая заслуга заведующей Ольги Федоровой. Сад наш небольшой, но достаточно удален от центра города, не все родители могут возить детей на логопедические занятия, и Ольга Васильевна добилась того, чтобы как можно больше детей могли получить помощь логопеда по месту жительства. Потребность в логопедах ощущалась всегда, а сейчас стала особенно актуальной, детей с речевой патологией много.

— С чем это связано? Побочный эффект технического прогресса?

— Так и есть. После работы родителям проще занять ребенка гаджетом, и на этом личное общение с ним закончить. В итоге дети мало слышат живую связную речь.

— Родители и сами зачастую не выпускают телефоны из рук…

— Согласна, в семье нет полноценного общения, но есть пример для подражания, причем не из лучших.

— Отсутствие полноценного общения — одна из множества причин речевых нарушений у детей…

— Да, это социально-бытовая. Специфику речевого нарушения определяет воздействие на организм малыша внешних и внутренних факторов или их совокупность: течение беременности, родовые травмы, наследственные заболевания, резус-конфликт матери и ребенка, заболевания малыша на первом году жизни, психические травмы… Есть и физиологические причины: строение артикуляционного аппарата, например. Проблемы с речью возникают, когда ребенок не различает звуки на слух, когда у него нарушен фонематический слух, не созрели речевые центры головного мозга.

— А если мама произносит звуки неправильно, то и дети будут произносить так же?

— Речевая среда, в которой, подражая взрослым, повторяя за ними, развиваются дети, скажется на том, как они начнут говорить. Когда у родителей нечеткая дикция, скудная артикуляция, аналогично будут говорить и дети.

— Довольно часто слышу, как взрослые общаются с малышом, намеренно коверкая отдельные звуки: «девотька», «зяйчик», «моя халешая»… А ведь сказать ласковые слова можно правильно. Заслышав такие обращения, ловлю себя на том, что начинаю негодовать…

— Оправданно негодуете. Родители должны давать образец правильной речи, не допуская подобных сюсюканий. Взрослые напрасно не обращают внимания на свое произношение.

— Татьяна Юрьевна, до какого возраста можно не волноваться, если ребенок не говорит?

— Раньше специалисты придерживались мнения, что до пяти лет. Считалось, к этому возрасту все встанет на место. Сейчас следует насторожиться гораздо раньше. Если на первом году жизни ребёнок не гулит — надо прийти на консультацию к специалисту, быть может, у малыша есть проблемы со слухом. В 2-3 года ребенок наращивает словарный запас и, если не заговорил до 3-х лет, надо действовать. Чтобы понять, в чем может быть причина, обследование нужно пройти комплексное: невропатолог, психоневролог, дефектолог, логопед.

— А нужно приводить ребенка к специалисту вашего профиля на профилактический осмотр, когда видимых причин для волнения нет?

— В моей практике такие случаи были. Не лишним будет оценить, понимает ли 2-3-летний малыш речь, каков у него пассивный словарный запас. Если ничего не насторожило, рекомендации по приемам развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, применения су-джок-терапии, дыхательной гимнастики (мыльные пузыри, воздушные шарики) никогда не будут лишними. Мы советуем: учите ребёнка слышать неречевые звуки, пусть он о них говорит, их передает. Идете из сада, поспрашивайте, что он слышит на улице: ветер, птицы, машины и так далее. Потом, что слышит дома: открывание двери, чьи-то шаги, звук льющейся воды… И обязательно спрашивайте, чем ребенок занимался в саду, что ему понравилось делать, что он узнал нового. Провоцируйте малыша на развернутые ответы.

— Слышать живую речь ребенок может и через чтение.

— Заметила, что мамы моложе 35 лет читают меньше, чем мамы постарше. Детям необходимо слушать, пересказывать, дополнять услышанное, фантазировать вслух. Мама находится с ребенком большую часть дня, и мы, логопеды, давая рекомендации по занятиям, действуем через нее. Насколько ответственно родители подходят к занятиям — очень многое зависит.

— Сейчас много развивающих аудиокниг, игр с речевым сопровождением…

— Повторю: живую речь они не заменят! Ребенку нужны живые эмоции, он должен наблюдать за тем, как работает артикуляционный аппарат другого человека, следить за губами говорящего.

— Один из самых труднопроизносимых звуков «р», причем замечала, что мягкий звук детям произносить проще, нежели твердый. «Рис» говорят чисто, а вместо «здравст-вуйте» — «здвавствуйте».

— При произнесении твердого звука «р» кончик языка должен быть широким, напряженным, находиться за верхними зубами и касаться альвеол (бугорков), боковые края приподняты и прижаты к коренным зубам, хорошая струя выдыхаемого воздуха заставляет вибрировать напряженный кончик языка. Бывает, что язык провисает, ему не хватает напряжения и произнести твердый «р» не получается. Бывает так: ребенок начинает понимать, что ему нужно произносить звук «р», а язычок еще не окреп, не может принять правильную артикуляционную позу и компенсирует его горлом, получается: «во[гх]она». Такое произношение сложнее привести в норму.

— Но все же исправить этот дефект в детском возрасте можно, а во взрослом?

— В моей практике был случай, когда благодаря высокому уровню мотивации, настойчивости, развитому интеллекту мы с девушкой подкорректировали ее произношение.

— А какие еще звуки тяжелы в произношении?

— Наиболее часто в логопедической практике встречаются нарушения произношения свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л) звуков. Нередко можно наблюдать межзубный сигматизм (когда при произнесении свистящих язычок находится между зубками). Предпосылки для возникновения этого дефекта — длительное сосание соски, от чего может сформироваться неправильный прикус.

— Длительное — это сколько?

— Больше года, но пройти этот этап ребенок должен. В норме к четырем годам дети уже перестают смягчать согласные звуки, правильно произносят свистящие, а к пяти звукопроизношение должно быть уже сформировано, но очень часто это не так. У многих детей даже после пяти лет наблюдаются нарушения и свистящих, и шипящих, и соноров. Все очень индивидуально и зависит от конкретного случая. И то, какие звуки проще или сложнее поддаются коррекции — тоже индивидуально. Начинаем ставить звуки по алгоритму: свистящие, шипящие, сонорные, но случается, что при межзубном сигматизме наслаивается нарушение произношения шипящих, и тогда работаем сначала с ними. Нужно смотреть, что легче поддается коррекции.

— Присутствие на родительских собраниях логопеда немаловажно…

— Конечно. Большинство родителей заинтересовано в гармоничном развитии своих детей, в этом заинтересованы и сотрудники детсада. Задания, которые даю в логопедической группе, выполняют с детьми и воспитатели. Когда работа идет в дружном тандеме, хороший результат не за-ставит себя ждать. Мы всегда открыты для общения с родителями: приходите, спрашивайте, советуйтесь. Непонятно, как делать артикуляционную гимнастику, — можно поприсутствовать на логопедических занятиях.

— Татьяна Юрьевна, замечали за собой профессиональные издержки: желание дать совет, рекомендацию родителям по поводу речи ребёнка на улице, в общественных местах?

— Бывает такое. Признаюсь, сдерживаюсь, чтобы промолчать. Режет слух, когда дефекты произношения слышишь с экрана телевизора от дикторов и ведущих. Прежде на такие должности, как и в педагогические вузы, был профессиональный отбор. Дефект в произношении надо было либо исправлять, либо подбирать другую специальность, и такие критерии оправданы.

— Считается, что главная задача логопеда — поставить произношение. Так ли это?

— Нет, мы занимаемся не только звукопроизношением, бывает, что у ребенка нарушены все стороны речи: малый словарный запас, страдает грамматический строй речи (когда малыш не согласовывает части речи, члены предложения, родо-видовые окончания, затрудняется в словообразовании, особенно множественного числа родительного падежа, не может согласовывать числительные с существительным, пропускает предлоги), нарушена связная речь — над всем этим мы и работаем. И, несомненно, занимаемся развитием внимания, памяти, мышления.

— В начале беседы Вы сказали, что хорошо, если логопед есть и в школе. Его взаимодействие с учителем, особенно начальных классов — важная составляющая успешного развития подрастающего поколения.

— В медицинской карте отмечается, нормально ли развивается ребенок, или у него есть речевое нарушение. Бывает, что звуки произносятся чисто, но на слух он их до конца не различает и смешивает, тогда возникает дисграфия, и вместо «шуба», школьник пишет «суба».

Чтобы устранить причину нарушений (не усвоил правило, недослышал или путает сходные буквы и тому подобное) с максимальной пользой для ребенка, надо четко отследить эту причину, поэтому учителю не будет лишним посмотреть медкарту своего ученика и посоветоваться с логопедом.

— Татьяна Юрьевна, в завершение нашей беседы расскажите, кто или что повлияло на Ваш выбор специальности?

— Я окончила ржевское медицинское училище, пришла в больницу процедурной медсестрой, а потом мне захотелось работать с детьми. Поступила на дефектологический факультет Московского социально-гуманитарного института, в Ржеве был его филиал.

Мое базовое медицинское образование очень помогает в логопедии. Я благодарна судьбе, что так сложилась моя профессиональная жизнь.

— Спасибо Вам за интервью, за нужные рекомендации.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

ЛЕТО БУДЕТ ИНТЕРЕСНЫМ!

В пятницу, 20 мая, в администрации подводили итоги подготовки к летней оздоровительной кампании. В актовом зале собрались руководители отделов образования, культуры, спорта, директора школ, представители контролирующих ведомств, чтобы обсудить все вопросы летнего отдыха детей в Ржеве.

ЛЕТНЯЯ ЗАНЯТОСТЬ

Лето — пора каникул. Занятость подростков в летний период и свободное от учебы время — одна из наиболее важных задач, стоящих перед службой занятости. ЦЗН Ржевского района предоставляет государственную услугу по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и ведет активную работу по поиску вариантов для трудоустройства подростков задолго до наступления летних каникул.

МИНУС ДЕТСКИЙ САД

Закрытие социально значимого учреждения, тем более школы или детсада — тема изначально непопулярная и даже скандальная. И такие попытки в отношении закрытия детсада № 12 в социальных сетях даже предпринимались. Однако ситуация здесь нешаблонная, и потому под ожидаемую негативную реакцию не вполне подходящая, ведь закрытие коррекционного детсада в данном случае не равно прекращению деятельности. Как? Обо всем по порядку.

ПОМОЧЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ АПТЕКЕ

Кроме непосредственно бюджетных вопросов, профильный комитет гордумы рассмотрел еще один, касающийся муниципальной «Аптеки». Депутатам предлагалось освободить этот МУП от уплаты в бюджет части прибыли. Напомним, согласно действующему положению, все МУПы после уплаты налогов и иных обязательных платежей обязаны отчислять в городскую казну определенную долю прибыли (если она, конечно, есть) от своей деятельности. Предложением комитета по имуществу стало освобождение «Аптеки» от этого обязательства, чтобы она могла направить данные средства на развитие.