Архивы за День: 02.08.2022

Сергей Петрович МАЗУР, механик транспортного цеха ПАО «Электромеханика»: ПОЧТИ ПОЛВЕКА НА ЗАВОДЕ

— Сергей Петрович, с сожалением должна признать, что героями наших публикаций представители рабочих специальностей бывают нечасто. Хотя среди них очень много интересных людей, а в умении трудиться и верности собственному предприятию они могут служить достойным примером всем окружающим. Вот Вы, например, на заводе уже без малого пятьдесят лет, и хотя на пенсию могли бы уйти еще десять лет назад, активно продолжаете работать на том же месте, куда пришли в каком году, напомните?

— В 1975-м. После окончания школы и техникума (по специальности механизация и электрификация сельского хозяйства) полтора года поработал на городском автотранспортном предприятии, а потом увидел объявление и пришел сюда механиком. Так до сих пор и работаю… Нас было трое вместе с начальником Н.Ф. Булановым на 150 единиц транспорта, среди которых 40 — строительная техника, ведь каждый год тогда завод строил и сдавал по жилому многоэтажному дому, застраивая район «семи ветров».

— Наверное, та активность, которая присутствует в Вас сейчас, в молодости была еще сильнее?

— В техникуме, в армии, а потом на заводе я до 28 лет был комсоргом. Студенческие годы очень деятельные. В техникуме тогда было свое подсобное хозяйство, своя, лучшая в городе, столовая. По вечерам после учебы бежали играть в ансамбле — был духовой, эстрадный, я играл на ударных. А еще всю жизнь играл на баяне, выучился сам. И с женой своей познакомился, когда на свадьбе выступал.

— Расскажите о своей семье. Вы родились в Ржеве, а родители тоже местные?

— Мама — да. Она выросла в деревне Пудово Ржевского района. После оккупации и освобождения Ржева молодежь, и ее в том числе, отправили на Урал в фабрично-заводское училище. Там она получила профессию сварщика.

— Женщина-сварщик?

— Да, и много лет по этой профессии работала. Отец был бригадиром, на Урале они и познакомились. Он тоже был туда эвакуирован, а до войны строил большую доменную печь на «Азовстали», которую мы сейчас упоминаем совсем по-другому поводу. А жаль, ведь в первую очередь это гигантское, мощное предприятие.

В 1947 году в Нижнем Тагиле родилась моя сестра (позже закончила Ржевское медучилище и сейчас живет в Беларуси), и в этом же году семья приехала в Ржев. Сначала отец работал в котельной, воинской части. Рассказывал мне об Александре Покрышкине, с которым был знаком лично, о том, как однажды они вместе отогревали паяльными лампами батареи в казармах. Правильный был мужик Александр Иванович, говорил отец.

Потом года с 1960-го и до самой пенсии отец трудился здесь, во 2-м цехе.

— А мама?

— С 1943 года пятнадцать лет  сварщиком, а потом по возрасту стало сложно оставаться в этой профессии, и она перешла на Комбинат жаккардового ткачества. Родители у меня тоже были очень активные, живчики, никогда на месте не сидели. Кстати, дед по материнской линии был мотористом в Ремпоезде, потом перешел на наш завод и до выхода на пенсию в 1963 году здесь работал. Его сын погиб на производстве, в большой станок затянуло — громкое тогда было дело.

— Сергей Петрович, несколько лет назад мы писали о легендарном автобусе с синей надписью на боку «Электромеханика», и его водителе. Автобус всегда стоял здесь, напротив транспортного цеха, а сегодня я его не увидела. Он на ходу?

— Да, техническое состояние его вполне позволяло бы и дальше возить пассажиров, однако сильно изменились современные требования к пассажироперевозкам. Поэтому техосмотр наш ветеран-автобус уже не проходит.

— Какой он марки и сколько лет служит предприятию?

— ЛАЗ-699 был выпущен в 1988 году, а наш завод получил его через год у «Интуриста», где эта машина год возила гостей из-за рубежа по стране, а также обслуживала телецентр «Останкино». Получили мы его по бартеру, то есть по обмену на установку плазменного напыления УПУ-8.

Тогда завод был многочисленный, и свой автобус ему был необходим. Водителем на ЛАЗ поставили Бориса Петрова, который пришел на предприятие немногим позже меня. Так Борис Александрович и работал на нем до самого выхода на пенсию.

И автобус стал работать на благо предприятия и его сотрудников. Помню, какими веселыми были поездки — на Селигер, в Москву (в том числе и за колбасой), на экскурсии по линии профсоюза, в подсобные хозяйства на помощь в уборке урожая. Правда, не в каждое он мог доехать — там, где дорог почти не было, работников возили даже на КрАЗах с усиленным передним мостом.

А директор завода в 70-80-е годы, поскольку нужно было периодически объезжать все 15 наших колхозов, ездил на УАЗике и на «Волге» ГАЗ-24.

— Сергей Петрович, во время нашего разговора Вы периодически заглядываете в журнал, где аккуратно записаны имена, даты принятия на работу, должности Ваших коллег по цеху, а на обложке вижу список его начальников. Последняя в нем запись — Владимир Привалов, с 2005 года, перед ним — Роман Крылов, а выше, бывало, менялись чуть ли не каждый год.

— Иногда и не раз в году. А Владимир — да, уже давно работает, и могу сказать, работает хорошо. Коллектив в цехе слаженный, со всем справляемся. Заместителем начальника второй год трудится Александр Садыков, а всего нас, вместе с руководителем, 33 человека. Техники тоже много, и не только пассажирской, парк очень разнообразный: экскаватор, бульдозер, автовышка, мусоровоз, самосвалы, большегрузы, погрузчики…

— О том, что коллектив этот Вам как родной, свидетельствуют и стены Вашего кабинета с вырезками из газет разных лет, где статьи о заводе и Ваших коллегах.

— Да, нравится мне это. Вот, например, видите — писали о юбилее завода. А здесь — о нашем Сергее Куликове, который помогает ребятишкам, которые катаются на багги.

— Ежегодно бывая на зимних спортивных соревнованиях, неизменно вижу там Вас. Лыжные гонки — это с молодости?

— Да какие гонки, катаюсь как любитель. В армии начал увлекаться бегом. Служил в укрепрайоне, на границе с Турцией, в горах, где морозы доходили до минус 40 градусов. Там мы, вслед за пограничниками, и освоили марш-броски на 10 километров. А потом уже были лыжи и заводская команда. На соревнования выезжали даже в Москву — на «Динамовскую лыжню», на «Лыжню России», на эстафету в Раменское. Там мы без подготовки взяли четвертое место среди шестнадцати команд. А так — в выходные человек по пятнадцать заводских собирались и выезжали с лыжами в городской лес. В 1988-м году проложили 15-километровую трассу — до Бойни, до Есиповского и до Маслово, прибили таблички к деревьям, по ней и ходили… В прошлом году как раз последняя табличка с дерева упала.

— Вы продолжаете кататься, уже как ветеран. На зимней лыжне были самым возрастным участником?

— Я там не один был. С удивлением встретил на лыжне и других бывших заводчан: Антонину Кулакову, она 1947 года рождения, Виктора Киселёва. Так что нас много таких активных лыжников (улыбается).

— Сергей Петрович, во время нашего разговора, когда заходил Ваш коллега, намекнули, что есть кому дела передать. Между тем, на пенсию Вы могли бы уйти еще десять лет назад.

— На этот раз соберусь, до осени поработаю и уйду. 28 августа мне 70, наверное, пора. Да и срок очередной аттестации подходит, пять лет с прошлой прошло. Думаю, не буду я ее проходить. Что дома буду делать? В лес с собаками ездить, а то они у меня обе дома засиделись.

— Я думаю, с Вашей-то энергией, дома не усидите, и мы Вас часто будем видеть на городских спортивных, и не только спортивных, мероприятиях. Спасибо Вам за интервью. Пусть молодые читают и берут пример.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

СКОРАЯ, ВЕРТОЛЁТНАЯ

Вопрос развития системы скорой медицинской помощи в Верхневолжье рассмотрен 12 июля на заседании Правительства Тверской области.

СКОРО ПОЙДУТ ЭЛЕКТРИЧКИ

13 июля губернатор Игорь Руденя провел заседание рабочей группы по электрификации железнодорожной ветки от станции Шаховская до станции Ржев.

НОВЫЙ ВОДОЗАБОР СТРОИТСЯ

Об улучшении качества воды, поступающей в дома ржевитян, не говорит, пожалуй, только ленивый. В настоящий момент в городе действует три водозабора — два городских Ржев-I и Ржев-II, и один железнодорожный, осуществляющий подачу в дома в микрорайоне Ржев Балтийский. На городских водозаборах, как мы писали ранее, уже было заменено фильтрационное оборудование, но мера это временная, потому что сейчас полным ходом идёт строительство долгожданного нового водозабора.

НОВОРОЖДЁННЫМ ДАРЯТ ПОДАРКИ

С начала 2022 года в Тверской области вручено более 4,6 тысяч подарков для новорожденных.